А. Подчуфаров © (mos_jkh) wrote,
А. Подчуфаров ©
mos_jkh

Category:

Электронные ОСС: свобода выбора под угрозой!



Давно мы мечтали избавиться от трудоёмких «бумажных» ОСС, перейти на электронные собрания и голосовать нажатием кнопки на смартфоне.
Госдума 25.05.2020 осчастливила нас внесением изменений в ст. 47.1 ЖК РФ о первом ОСС с использованием системы (без предварительного решения на традиционном ОСС об использованием системы), а региональные органы власти – введением порядков проведения ОСС с использованием региональных систем по ч. 14 ст. 47.1 ЖК РФ (ещё не во всех регионах такие порядки приняты и разработаны электронные системы). В числе пионеров оказалась Московская область.

В Московской области такой Порядок утверждён Распоряжением МинЖКХ МО от 22.10.2018 № 251-РВ, изменения в него внесены Распоряжением МинЖКХ МО от 04.08.2020 № 283-РВ. Региональная система здесь – ЕИАС ЖКХ.

Власти декларировали нам преимущества электронных ОСС:

защищенный канал полностью исключает возможность манипуляций, искажения и подтасовки результатов;
провести собрание можно будет в сжатые сроки и достаточно оперативно, для этого нужно иметь всего лишь выход в интернет, поэтому голосовать можно даже в отпуске, находясь за границей;
на указанный в личном кабинете e-mail вам будут приходить уведомления и дополнительное информирование о начале голосований;
формирование протокола общего собрания происходит автоматически в течение часа после завершения голосования;
прозрачная и понятная система контроля собственником всех процессов – при проведении общих собраний в электронном виде исключается нарушение порядка уведомления о предстоящем собрании;
исключается неправильное оформление решений собственников, неправильный подсчёт голосов, некорректно оформленные доверенности, устаревшие сведения о праве собственности на помещение, нарушение порядка передачи документов в ГЖИ, нарушение кворума собрания. Голосование становится понятным и прозрачным для жителя!
Но вот в чём подвох, который обнаружился при попытке инициировать первое ОСС с использованием региональной системы ЕИАС ЖКХ (Московская область).

1. Главный поставщик информации в систему – управляющая организация (или другое лицо, осуществляющее управление МКД), вне зависимости от того, кто является администратором собрания. Управляющей организации в любое время, в том числе уже после объявления ОСС, доступно редактирование реестра собственников в системе.

Помимо того, что при смене информации о собственнике помещения нарушается порядок его уведомления (минимум за 10 дней до начала собрания), это даёт управляющей организации техническую возможность не допустить голосование в системе некоторых собственников по своему усмотрению. Достаточно допустить «опечатку», заменив одну букву в фамилии, имени или отчестве собственника, и система уже не позволит этому собственнику добавить в своём личном кабинете информацию о праве собственности и принять участие в собрании. Такому собственнику придётся обращаться к администратору ОСС за бланком для голосования и пытаться принять участие в ОСС путём заполнения бюллетеня в письменном виде.

Письменный бланк загружает в систему администратор ОСС в виде скана, вбивая вручную галочки по каждому из вопросов (За, Против, Воздержался). При этом недобросовестный администратор имеет техническую возможность «внести коррективы» в голосование собственника по тем или иным вопросам.

В этой связи рекомендую всем выбирать в качестве администратора ОСС исключительно собственника помещения, которому реально доверяет большинство жителей дома. Ни в коем случае не допускайте того, чтобы администратором ОСС была выбрана УК или орган местного самоуправления (администрация населённого пункта).

2. Не знаю, как написано в Порядках проведения ОСС с использованием региональной системы других регионов, но в Московской области в Порядке есть любопытный пункт:

4.3.4. В целях недопущения возможности проведения одновременных собраний собственников в очной, очно-заочной, заочной и заочной в электронном виде рекомендуется принять решение о проведении всех последующих общих собраний исключительно в заочной форме при помощи Региональной системы Московской области.
Что это значит?

Это значит, все остальные формы ОСС, в том числе традиционное (бумажное), в МКД после принятия положительного решения по данному вопросу ЗАПРЕЩАЮТСЯ.

И этот вопрос при инициировании ОСС в ЕИАС ЖКХ автоматически формируется системой в числе пяти обязательных вопросов:

Использование при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования информационной системы ЕИАС Московской области.
Видимо, здесь Ростелеком (оператор ЕИАС ЖКХ) пытался реализовать как раз положение пункта 4.3.4 Порядка, однако, если вчитаться в формулировку вопроса, автоматически формируемого системой, едва ли это им удалось: здесь запрещаются только отличные от ЕИАС ЖКХ системы именно в случае проведения ОСС в форме заочного голосования. Про традиционные (бумажные) ОСС нет ни слова.

На самом деле, это ещё большой вопрос, а относится ли к компетенции ОСС принятие решения о форме проведения всех последующих собраний собственников.

К счастью, МинЖКХ МО оставил маленькое окошко возможностей – применил в формулировке слово «рекомендуется». В системе при редактировании повестки ОСС есть возможность внести коррективы в формулировку этого вопроса. Я рекомендую жилищным активистам этим воспользоваться и переформулировать данный вопрос следующим образом:

Разрешить использование при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования информационной системы ЕИАС Московской области.

В чём же опасность для свободы выбора собственников помещений МКД в связи с массовым введением ЕИАС ЖКХ в регионе?

Успешное проведение ОСС в ЕИАС ЖКХ возможно только в случае тесного и доверительного взаимодействия инициатора ОСС (на первом собрании он же администратор) с управляющей организацией, поскольку она является основным поставщиком информации в систему, вне зависимости от того, кто является администратором ОСС.

В этих условиях практически невозможно рассчитывать на использование ЕИАС ЖКХ для принятия решений по невыгодным для действующей УК вопросам, например, по смене управляющей организации.

Первое собрание в ЕИАС ЖКХ, когда постоянный администратор ещё не выбран, может легко инициировать любой собственник помещения в МКД, а также сама управляющая организация и ОМСУ. При этом этот же собственник имеет возможность вписать свою кандидатуру в качестве постоянного администратора на последующих ОСС.

Успейте воспользоваться этой возможностью!

Если ваша УК или местная администрация сделает это раньше вас и успешно проведёт первое ОСС в ЕИАС ЖКХ, назначит себя постоянным администратором, не изменит формулировку вопроса о формах последующих ОСС, ничего хорошего собственникам помещений МКД это не сулит. Все последующие ОСС, как минимум проводимые в форме заочного голосования, должны будут проводиться только в ЕИАС ЖКХ и при участии администратора в лице УК или ОМСУ.

Теоретически в последующих собраниях инициатор может вынести на голосование вопрос о смене администратора ОСС, но при действующем администраторе ОСС в лице УК или ОМСУ принятие положительного решения по такому вопросу выглядит маловероятным.

В качестве вывода две рекомендации:

Первая – жилищным активистам. Инициируйте сами первое ОСС с использованием региональной системы, не дожидаясь, когда это сделает ваша УК или администрация поселения. Выдвигайте свою кандидатуру на место администратора последующих ОСС. Меняйте формулировку вопроса о выборе системы с добавлением слова «разрешить».

Если в вашем доме УК или ОМСУ уже успели инициировать первое ОСС в ЕИАС ЖКХ, у вас может быть три варианта действий:

1) Голосовать против назначения УК или ОМСУ администратором последующих ОСС (этот вариант не самый лучший, так как в данном случае первое собрание может набрать кворум - состоится, а администратор не будет выбран, тогда следующее собрание для выбора администратора придётся проводить в традиционной форме, закон даёт только одну попытку);

2) Игнорировать ОСС, мешая инициатору набрать кворум (но следить, как бы администратор не проголосовал за вас в письменном виде);

3) Направить в УК в соответствии с ч. 2.1 ст. 47.1 ЖК РФ письменный отказ от проведения данного общего собрания (если таких отказов наберётся более 50% от всех голосов собственников, собрание не состоится).

Все три варианта предполагают обязательную активную агитацию соседей для массовости таких действий.

Вторая – операторам региональных систем. Необходимо лишить управляющую организацию возможности и освободить от обязанности вносить в систему данные о собственниках помещений и об их площадях (количестве голосов), иначе эта возможность может быть использована недобросовестными УК для манипулирования результатами голосования. Информация о характеристиках помещений и о правах собственности должна загружаться в систему из ЕГРН автоматически, без возможности редактирования её кем-либо, кроме Росреестра.

https://zen.yandex.ru/media/id/5e15ec43fe289100b0005fab/elektronnye-oss-svoboda-vybora-pod-ugrozoi-5fc238754c127965dba948e0
Tags: ТСЖ, гражданское общество, деталь демократии, мнения, общее имущество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments