А. Подчуфаров © (mos_jkh) wrote,
А. Подчуфаров ©
mos_jkh

Categories:

За проезд просят передать



Программа обновления городского транспорта дорожает на глазах и вызывает все больше споров

Как выяснил “Ъ”, проект программы комплексной модернизации городского транспорта снова подорожал — на обновление автобусного парка в 104 городах и развитие электротранспорта в 15 из них требуется минимум 5,4 трлн руб. Кураторы программы — ВЭБ.РФ и Минтранс — представили и еще более масштабный вариант с участием трамваев и троллейбусов за 5,7 трлн руб. Но финансирование пока не найдено, остается острым и вопрос уровня лизинговых ставок. Участники рынка настаивают, что никто из них, включая государственную ГТЛК, не должен получить преимуществ — только в отдельных критических случаях возможна прямая поддержка закупок через ВЭБ.

“Ъ” ознакомился с материалами Минтранса и ВЭБ.РФ к совещанию 3 сентября по программе комплексной модернизации городского транспорта. Это новая версия программы, в рамках которой в 104 городских агломерациях будут обновлены 75% автобусов и до 25% парка городского электротранспорта, а также модернизированы системы городского электротранспорта в 15 из них.

Несмотря на сохранение общих параметров, теперь проект до 2030 года подорожал на 265 млрд руб.— почти до 5,4 трлн руб.

На 25 млрд руб., до 775 млрд руб., вырастут и затраты федерального бюджета. Из них 246 млрд руб. пойдут на субсидии регионам на софинансирование обновления гортранспорта, 448 млрд руб.— на субсидирование развития электротранспорта. А в бюджетах регионов должны найтись почти 1,3 трлн руб., на 166 млрд руб. больше, чем планировалось ранее.

В документе отмечается, что для базовой программы по автобусам потребуется около 2,1 тыс. руб. на каждого жителя, в 15 городах — около 3,5 тыс. руб. Сборы в виде платы на проезд, которые являются основной статьей финансирования программы, наоборот, в последней версии упали на 19 млрд руб., до 2,9 трлн руб.

При этом появился еще более широкий сценарий с обновлением электротранспорта во всех 104 городах стоимостью 5,7 трлн руб. На это потребуется 1 трлн руб. федеральных средств.
В Минтрансе не комментируют рост стоимости минимального сценария, но говорят, что в рамках разработки проекта программы просчитываются различные варианты ее реализации. При этом само финансирование только прорабатывается. Как писал “Ъ” 30 июля, для поставки техники регионы будут выбирать лизингодателя на конкурсе, а в городах с низкой инвестпривлекательностью понадобится «гарантирующий лизингодатель» (в их качестве рассматривались ВЭБ.РФ и Государственная транспортная лизинговая компания, ГТЛК). Он сможет предлагать льготные условия благодаря взносу в капитал, который в текущей версии программы составит 81 млрд руб.

«ВТБ Лизинг» совместно со Сбербанком и Газпромбанком представил Минтрансу предложения по механизму снижения ставки по лизингу для финансово неблагополучных регионов, сообщил “Ъ” гендиректор лизингодателя Дмитрий Ивантер. Речь идет об отказе от взносов в капитал ГТЛК и ограничении взносов в капитал ВЭБ.РФ только случаями предоставления гарантий по договорам с дотационными регионами.

При этом сама ставка по лизингу у гарантирующих лизингодателей впервые появилась в документах: у ВЭБа и ГТЛК она должна быть на уровне 8%, у остальных — ниже.
В Минтрансе говорят, что это лишь пример ее уровня и в целом размер гарантированной ставки в проекте программы не фиксировался. Дмитрий Ивантер полагает, что 8% сейчас достаточно высокая ставка. Причем, по его словам, в городах, где при закупке транспорта используется монополия ГТЛК по получению федеральной субсидии 60% на стоимость автобуса, ставка на оставшиеся 40% финансирования от самой ГТЛК для регионов существенно выше 8%, а если бы субсидия предоставлялась любой лизинговой компании, то ставка была бы значительно ниже за счет конкуренции. Источник “Ъ” говорит, что высокая ставка связана с тем, что финансирование под часть сделок в начале года привлекалось до снижения ключевой ставки. Данных по экономике всего проекта банки и лизинговые компании до сих пор не получили, говорит господин Ивантер.

Списка городов, которые могли бы получить модернизацию транспортных систем, до сих пор нет, как и фиксированных правил их отбора. В Минтрансе говорят, что основные критерии отбора — наличие утвержденных документов транспортного планирования и достижение целевых значений дорожного нацпроекта за последние два года. Срок подачи заявок от регионов — с февраля 2021 года по февраль 2023 года.

О сроках принятия программы в министерствах и ВЭБе также не говорят.
В Минтрансе отмечают, что она находится на стадии доработки, в ВЭБ.РФ уточняют, что программа была разработана при участии госкорпорации по поручению президента, на этапе согласования в нее могут вноситься изменения. В ГТЛК не комментируют проект. В Минфине “Ъ” сказали, что заключительные параметры по всем программам будут отражены в проекте бюджета на ближайшую трехлетку, который в сентябре планируется внести в правительство.

Глава «Союза пассажиров» Кирилл Янков отмечает, что всего в РФ городов с трамваями и троллейбусами как раз около ста, но неочевидно, что отобраны будут именно они, например в крупной Тюмени нет такого транспорта. Там, где будет стимулироваться покупка автобусного подвижного состава, нужно смотреть и на другие виды транспорта, полагает эксперт, при наличии развитой сети, которая соответствует актуальному пассажиропотоку, можно рассмотреть троллейбусы и трамваи. Трамваи, которые в СССР закладывали как транспорт между жилыми районами и предприятиями, в отдельных городах, например в Старом Осколе, до сих выполняют эту функцию, где-то нужно создавать новые линии или продлять старые, как в Ярославле, где маршрут был сокращен и теперь не доходит до центра. Кроме того, в ряде городов актуально и развитие водного транспорта, как, например, в Самаре, где нет моста через Волгу.

https://www.kommersant.ru/doc/4476848?from=four_business
Tags: бюрократия, мнения, транспорт, финансы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments