А. Подчуфаров © (mos_jkh) wrote,
А. Подчуфаров ©
mos_jkh

Categories:

Торгцентры не добрали арендаторов



Вакантность площадей в таких объектах растет

После длительного снижения уровня вакантных площадей московские торгцентры возвращаются к показателям кризисного периода 2014–2015 годов: доля свободных помещений в них за счет снижение активности арендаторов заметно растет. Надежды на улучшение конъюнктуры в ближайшее время нет. Динамика выхода международных брендов в Россию демонстрирует исторический минимум, а российские розничные сети сдвигают сроки открытия магазинов.

Наблюдавшееся на рынке в течение четырех лет снижение доли вакантных площадей в московских торгцентрах сменилось ростом. По итогам первого полугодия средний уровень вакантности составил 5,2%, увеличившись на 1,1 процентного пункта (п. п.) относительно конца прошлого года. Такие данные в своем исследовании приводит JLL. В Knight Frank тоже заметили рост показателя.
По оценкам компании, вакантность площадей в качественных торгцентрах Москвы по итогам полугодия составила 10%, увеличившись на 2,9 п. п относительно аналогичного периода прошлого года. Это самое большое значение с кризиса 2014–2015 годов. В Knight Frank добавляют, что в торговых центрах, введенных в эксплуатацию более двух лет назад, сейчас пустует 5,3% помещений, но в новых объектах свободно 14% площадей.

Основной причиной роста вакантности стали ограничения на работу торгцентров из-за пандемии COVID-19.

По оценкам директора департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгении Хакбердиевой, в Москве в апреле—мае в торгцентрах было закрыто 80% магазинов.
Руководитель отдела исследований JLL Владислав Фадеев отмечает, что на динамику увеличения доли пустующих площадей также оказывает влияние ввод в эксплуатацию новых объектов: суммарно в столице в этом году было открыто 142 тыс. кв. м новых торговых площадей. На этом фоне, по данным Knight Frank, базовые ставки аренды для якорных арендаторов и операторов торговой галереи в некоторых случаях показали снижение до 25%. Максимальная стоимость аренды сейчас установлена на фудкортах и может достигать 120 тыс. руб. за 1 кв. м в год.

Консультанты ждут, что тенденция к росту доли вакантности в Москве сохранится. В JLL прогнозируют, что по итогам года показатель достигнет 10%. Предпосылок для роста заполняемости пока действительно нет: согласно оценкам консультантов, за первые шесть месяцев 2020 года на рынок вышли только семь новых ритейлеров. Это на четыре меньше, чем за тот же период 2019 года, и минимальный показатель за всю историю наблюдений.

Сложности возникают и у активно развивавшихся на рынке до кризиса брендов российских дизайнеров.

По данным Knight Frank, большинство из них пересмотрели свои планы по развитию в этом году. Так, 12Storeez перенес открытие нескольких магазинов, было заявлено о закрытии брендов Alexander Terekhov и Terekhov Girl. Партнер Colliers International Анна Никандрова ждет, что уровень вакантности на рынке к концу года будет сильно различаться. Так, в качественных и востребованных торгцентрах практически не будет свободных помещений, в то время как в проблемных объектах пустыми окажутся 25–30% площадей.

https://www.kommersant.ru/doc/4417495?from=main_5
Tags: аренда, недвижимость, новости
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments