А. Подчуфаров © (mos_jkh) wrote,
А. Подчуфаров ©
mos_jkh

Categories:

Вирус бюрократии. Какие проблемы управления в России обнажил карантин?



Трудности, связанные с противодействием коронавирусу, усугубляют ошибки чиновников. Почему запаздывают решения «наверху», а «внизу» они выполняются неэффективно и безынициативно?
«АиФ» обсудил этот вопрос с профессором менеджмента Александром Сергеевым.

Алексей Макурин, «АиФ»: Как бы вы, как в школе, оценили действия правительства в сегодняшний кризис?

Александр Сергеев: Общую оценку делать рано: борьба с эпидемией и ее последствиями будет идти еще долго. Но если оценивать отдельные действия и решения, то пятерок-четверок я бы за них не поставил. Высокой оценки достоин разве что финансовый блок, сохранивший в стране макроэкономическую стабильность и не допустивший катастрофического падения курса рубля. Хорошо также то, что власть приняла ответственное решение, объявив карантин и показав решимость пойти на огромные траты ради спасения жизней людей. А сама реализация карантинных мер выше чем на тройку-двойку не тянет.

— Что делается неправильно и плохо?

— Во-первых, решения подчас выглядят разнонаправленными, и непонятно, как их исполнять. Начать с того, что никто не обозначил четко юридическую суть сложившейся ситуации. Что такое режим «нерабочих дней с сохранением зарплаты»? Это чрезвычайная ситуация? Это месячный выходной? Кто его будет оплачивать? Если бюджет, то это понятно. А кто возьмет на себя расходы в бизнесе? Как должны вести себя люди? Для ЧС правовая основа есть. Для режима «нерабочих дней» — нет. Поэтому никто ничего не понял. Граждане, оказавшиеся дома, отправились на шашлыки. И часть из тех, кто работал в частном бизнесе, мгновенно оказались в неоплачиваемом отпуске или вовсе были уволены.

Во-вторых, все делается очень медленно. О повышении пособия по безработице до МРОТ было объявлено сразу, и лишь через 3 недели — о том, что пострадавшие предприятия получат из бюджета помощь на выплату зарплат в размере того же МРОТ. И эти деньги придут только в мае.

В-третьих, очень много противоречивой информации. Общая картина действий правительства складывается из фрагментов интервью министров, приближенных к власти банкиров и экономистов. А регулярного информирования нет. В результате неясно даже, надо ли носить маски на улице. МЧС заявляет, что в этом нет смысла. Минздрав говорит: носите. Люди нервничают, цены на маски растут, в аптеках их нет, перекупщики ликуют. Чтобы такого не было, нужно всего лишь создать единый пресс-центр и назначить спикеров, на регулярной основе говорящих от имени государства обо всех принимаемых мерах и рекомендациях. И, конечно, важна максимальная открытость.

— Но ведь это очевидные вещи! Почему правительство их не видит?

— Потому что российское госуправление чрезмерно забюрократизировано. Каждое решение, тем более нестандартное, требует огромного количества согласований. Никто не хочет и не готов брать на себя ответственность. Сидят и ждут указаний «сверху». Это и в обычной ситуации плохо, а в кризисной просто опасно. И есть еще такая проблема, которая была в нашей системе управления всегда, а сейчас проявилась особенно остро. В науке об управлении это явление называется «дистанция власти»: психологическое расстояние между руководителями и подчиненными, чиновниками и гражданами, госаппаратом и бизнесом. В России дистанция власти очень велика. Государство выслушивает, но редко слышит профессиональные сообщества и общественные объединения. В правительственных структурах мало людей с бизнес-опытом. Поэтому такое, что принимаются формально вроде правильные, но несвоевременные или недальновидные решения, было уже не раз.

Среди самых больших стратегических ошибок последних лет — реформа здравоохранения, вылившаяся в уничтожение резерва койко-мест, сокращение медицинских кадров, закрытие многих больниц, прежде всего — инфекционных. Было решено, что слишком расточительно содержать больницы, не загруженные на 100%. Но медицина, как и армия, обязательно должна иметь резервы. Она должна быть готова к бою, когда случится большая беда. И сегодня, во время эпидемии, медикам приходится компенсировать своим героизмом недостатки в системе организации здравоохранения.

— Росздравнадзор рекомендует: если поднялась температура, обязательно вызывайте врача. Но как это сделать сегодня, если в муниципальной поликлинике никто не берет трубку? Кто виноват? Главный врач?

— Формально — да. Но на самом деле это проявление недостатков и ошибок руководителей здравоохранения более высокого уровня. Сначала главврачу приказали перевести 90% работы с пациентами в интернет. Когда же возникла чрезвычайная ситуация, никто не дал команды выделить дополнительных сотрудников и телефоны для «живого» общения с больными.

— Разве руководитель поликлиники не может сделать то же самое по собственной инициативе?

— Конечно, нет. У него на это нет ни штата, ни ресурсов, ни полномочий. Система, в которой он работает, не стимулирует его проявлять инициативу. Она больше всего озабочена тем, чтобы в поликлинике не было нарушений. Если главврач не отступает от спущенных ему инструкций, его никто не накажет. И наоборот.

Ставка на контроль и наказания — еще одна особенность российского госуправления. Решения, реализацию которых трудно проконтролировать, нередко просто не принимаются или сильно тормозятся. И это мы тоже видим во время нынешнего кризиса. Государство легко соглашается оказывать гражданам помощь через структуры, которые ему подконтрольны: те же центры занятости. И боится давать деньги людям и бизнесу напрямую. А вдруг их потратят не так, как хочется государству? Это еще одна из причин, по которым правительство действует сегодня так робко.

— А станут ли чиновники более гибкими и решительными, если завтра им поступит такая команда?

— Тоже нет. В большинстве своем они плохо владеют навыками работы в условиях неопределенности. В их жизни никогда еще не было такого кризиса, как этот. У них нет шпаргалки, подсказывающей, как вести себя в нестандартной ситуации.

При этом, как обычно бывает, кризис укрупняет проблемы, которые были всегда. В российской системе управления есть одна парадигма, которая мне представляется очень опасной: установка на стабильность. Но на самом деле стабильность ведет к застою. Как это ни парадоксально, развиваться может только нестабильная система. И количество неопределенности, связанной с социальными, технологическими, ценовыми факторами, в работе руководителей будет только нарастать. Это один из трендов современного мира.

В России навык жить в условиях неопределенности лучше развит у чиновников, которые приобрели опыт еще в 1990-е гг., запомнившиеся хронической нестабильностью. Их много как раз в финансовом блоке правительства, к которому сегодня меньше всего претензий.

— Массовая подготовка управленческих кадров для государства требует изменений?

— Конечно. Это тоже показывает карантин. Характерная черта — многие университеты перевели свои курсы в интернет. И многие, в том числе система переподготовки госслужащих, оказались к обучению в дистанционном формате готовы слабо.

— Страны, которые управляются по-другому, успешнее борются с «коронакризисом»?

— Тут окончательные выводы тоже делать рано. Но есть факты. Быстрее других погасили вспышку эпидемии Китай и Южная Корея. Пекин ввел жесточайший карантин с привлечением даже армии. А Сеул пошел по пути точечной борьбы с локальными источниками инфекции. Там было разработано мобильное приложение, установив которое на телефон люди могли посмотреть, в каких жилых домах, офисах, магазинах были инфицированные каронавирусом. Было ясно, куда опасно ходить. А государство, выявляя зараженные объекты, проводило их дезинфекцию и снова разрешало посещать эти места, если в течение определенного срока там не фиксировались новые источники инфекции.

А Россия выбрала средний путь. Мы объявили тотальный карантин по китайской модели. Но нам не хватает строгости контроля, как в Китае. И у нас нет южнокорейской гибкости ни технологически, ни организационно. Мы не смогли бы использовать корейский опыт, даже если бы захотели. Потому что в этой стране решения о том, какому бизнесу работать и какой приостановить, принимают местные сообщества, организации на уровне муниципалитетов. А в России местное самоуправление реально не действует. И местные органы власти слабо влияют сегодня на ситуацию.

Такая половинчатость в реализации разных подходов в принципе свойственна российскому госуправлению. Наша модель — некий микс из советского прошлого, либеральных представлений о рыночной экономике и каких-то других методов типа армейско-силовых. Получился далеко не самый разумный симбиоз.

— Есть ли надежда, что эпидемия завтра отступит и наша жизнь снова станет такой, как до коронавируса?

— Все самое трудное только начинается. Этот кризис будет более глубоким и тяжелым по последствиям, чем предыдущие. Не стоит надеяться на помощь государства. Пора составлять личный антикризисный план.

— Что он должен включать?

— Прежде всего — меры экономии, позволяющие сбалансировать свой бюджет. Не хочется об этом говорить, но реальность такова, что в ближайшие месяцы многие в России потеряют работу. Поэтому каждому сейчас важно оценить, насколько велик этот риск в его жизни, сократить все расходы, которые сегодня можно не делать, и остановить крупные покупки. Чтобы взять ипотеку даже под низкие 6,5%, нужно быть уверенным, что в будущем доходы останутся как минимум прежними. А прогнозы говорят, что в ближайшие годы среднестатистические заработки в России упадут сильнее, чем после 2014 г.

И второе, что нужно продумать, — как действовать, чтобы не очутиться на обочине. Наступает такой же период, как после распада СССР. Тогда часть экономически активных людей бросили налаженную работу, пошли в бизнес и преуспели. А другие жили по инерции и в конечном итоге проиграли. Сегодня тоже важно психологически перестроиться и увидеть в складывающейся ситуации новые возможности для себя. Для кого-то это переквалификация и даже смена профессии. Для кого-то это окончательный переход к дистанционной работе после временной удаленки. Как всегда, проиграют пессимисты и нытики, выиграют оптимистичные и энергичные люди.

https://aif.ru/politics/russia/virus_byurokratii_kakie_problemy_upravleniya_rossiey_obnazhil_karantin?fbclid=IwAR1HbTAtH8ATJFJzExPorAlo9p6tlVlW88mAKTea-aLKTHdPAR0LNdgWI2c
Tags: бюрократия, мнения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments