А. Подчуфаров © (mos_jkh) wrote,
А. Подчуфаров ©
mos_jkh

Categories:

Обращение Европейского клуба экспертов МСУ

20 января 2020 г. в Государственную Думу внесен проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».

Указанным законопроектом, принятым Государственной Думой в первом чтении 23 января 2020 г., предлагается внести изменения и дополнения в т.ч. в статьи 132 и 133 Конституции РФ раздела 8 «Местное самоуправление». Предусматривается, что предлагаемые изменения в Конституцию РФ подлежат вынесению на общероссийское голосование. Пояснительная записка к законопроекту не содержит правовых обоснований необходимости внесения изменений в данные статьи, а также оценки возможных последствий этих изменений.

Обсудив содержание законопроекта, Европейский Клуб экспертов местного самоуправления, объединяющий иногих ученых и экспертов в сфере местного самоуправления, считает необходимым заявить следующее:

1. Предлагаемое дополнение (частью 3) ст. 132 Конституции РФ вступает в противоречие со ст. 12 Конституции РФ, поскольку содержит неопределенное понятие «единая система публичной власти в РФ», которое позволяет трактовать его по усмотрению как законодателей различных уровней, так и правоприменительных органов.
Правовая неопределенность данной нормы особенно очевидна в соотношении предусмотренного в ней понятия «единая система публичной власти в РФ» с положениями ст. 12 Конституции РФ, устанавливающими организационную и функциональную автономию местного самоуправления. Само по себе концептуальное единство органов государственной власти и местного самоуправления, основанное на наличии у них публично-властных полномочий в пределах собственного ведения, является очевидным и не нуждается в дополнительной конкретизации в Главе 8 Конституции.
Попытка же, с помощью обсуждаемой формулировки ст.132 установить субординацию органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти противоречит не только международным обязательствам России (в частности, положениям Европейской хартии местного самоуправления), но и несет угрозу основам конституционного строя, закрепленным в первой главе и имеющим приоритет над любыми установлениями конкретизирующих глав Конституции.

2. Предложенная редакция ст. 133 Конституции РФ существенно ухудшает положение местного самоуправления в части его компетенции и финансового обеспечения ее реализации. Поправка гарантирует достаточное (это понятие так же не определено) финансовое обеспечение лишь полномочий, имеющих «государственное значение, и выполняемых во взаимодействии с органами государственной власти», что означает ликвидацию государственных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления и противоречит ст. 9 Европейской Хартии местного самоуправления.
Исключение из ст. 133 Конституции РФ финансовых гарантий, направленных на компенсацию расходов органов местного самоуправления, возникших в результате односторонних решений органов государственной власти, по нашему убеждению, является серьезным ухудшением существующего положения.
Значительную угрозу для института местного самоуправления представляет собой и предлагаемое «сотрудничество по реализации во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, имеющих государственное значение». Данная категория не только противоречит международно- и конституционно-правовому принципу автономии компетенции местного самоуправления, но и содержит очевидную правовую неопределенность вкупе с отсутствием конституционных критериев определения состава и содержания соответствующих полномочий, а также механизма их финансирования.
Такая неопределенность и в этом вопросе прогнозируемо повлечет принятие решений по усмотрению законодателей и правоприменителей всех уровней, что может привести к дальнейшему росту объема нефинансируемых мандатов в деятельности органов местного самоуправления, сжатию института вопросов местного значения, определяющего базовое функциональное назначение муниципальной власти, произволу государства в отношении местного самоуправления.

3. Вопрос об изменении объема правовых гарантий местного самоуправления внесен на рассмотрение Государственной Думы и принят в первом чтении без соблюдения процедуры его предварительного обсуждения и консультаций с советами муниципальных образований, общероссийскими объединениями МСУ, ассоциациями, экспертами в области местного самоуправления, что не согласуется с п. 6 ст. 4 Европейской Хартии местного самоуправления, ст. 2 Декларации о принципах местного самоуправления в государствах - участниках СНГ, в соответствии с которыми Россия как правовое государство приняла на себя международное обязательство консультироваться с органами местного самоуправления, насколько это возможно, своевременно и надлежащим образом в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно их касающихся.
Отсутствие правовых обоснований необходимости изменения Основного Закона страны подрывает доверие к природе появления поправок и влияет на их легитимность. Конституционный суд РФ неоднократно подчеркивал, что «правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества».

Формирование такого доверия возможно только при вовлечении народа, являющегося единственным источником власти, в управление государством посредством соблюдения законодательно установленных правовых процедур и механизмов.
В этой связи «пакетное» принятие поправок в Основной закон, затрагивающих основы конституционного строя РФ, возможно только с соблюдением требований ст. 135 Конституции РФ, что также подтверждал в своих решениях Конституционный Суд РФ.
По нашему убеждению, механизм плебисцита («народного голосования»), носящего – в отличие от всенародного референдума – консультативный характер, по своей природе абсолютно неприемлем для «пакетных» поправок, тем более – к Конституции РФ.

На основании изложенного, Европейский клуб экспертов местного самоуправления принял решение:

1. Предложить Президенту РФ отозвать поправки в ст.ст. 132 и 133 Конституции РФ как нарушающие права граждан на самостоятельное осуществление местного самоуправления и разрушающие институт местного самоуправления.

2. В случае, если данные поправки не будут отозваны инициаторами, - предложить Федеральному Собранию отклонить данные поправки в Конституцию РФ.

3. Обратить внимание органов государственной власти на необходимость соблюдения законодательно установленной процедуры внесения изменений в Конституцию РФ.

4. Направить данное обращение заинтересованным средствам массовой информации, уполномоченным органам государственной власти, профессиональным и экспертным объединениям в сфере местного самоуправления.

Президент ЕКЭ МСУ 📷 Эмиль Маркварт, д.э.н., к.ю.н.
Tags: законопрожекты, мнения, склоки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments