А. Подчуфаров © (mos_jkh) wrote,
А. Подчуфаров ©
mos_jkh

Categories:

«Домашний Uber»: как интернет-технологии меняют бизнес по ремонту жилья



Рынок по обустройству дома — один из немногих секторов, который пока очень медленно переходит в онлайн. Заказ дизайна, поиск подрядчиков на ремонт, покупка стройматериалов и мебели — все эти процессы выполняются примерно так же, как и 20 лет назад.

Но ситуация быстро меняется: крупнейшие мировые экосистемы электронной коммерции активно смотрят на этот сектор. Какие они ставят перед собой цели и на что будет способен «домашний Uber» от Alibaba, Amazon или Сбербанка?

Кто создает Proptech

Крупнейшие мировые компании всерьез взялись за сферу обустройства дома и намерены автоматизировать этот пока непрозрачный сегмент рынка. То, чем они занимаются, можно назвать новым термином Proptech — это процесс цифровой трансформации, результатом которого станет создание экосистемы, включающей в себя комфортное и быстрое приобретение, обустройство и эксплуатацию недвижимости. Правда, пока мы наблюдаем попытки собрать из разрозненных сегментов единую систему.

Компании, которые достигли в этой сфере каких-то успехов, быстро получают финансовую поддержку от крупных корпораций и top-tier венчурных фондов. Так, в мае стало известно, что IКЕА инвестировала в индийский старт-ап Livspace, который занимается обустройством жилья от дизайн-проекта до ремонта и приобретения всей необходимой мебели. До этого Livspace уже получила инвестиции в размере $70 млн от Goldman Sachs и TPG Growth. Alibaba Group приобрела долю в китайском стартапе Many Craftsmen, который фокусируется на установке освещения и благоустройстве домов. Стартапом это уже назвать, правда, сложно — компания имеет филиалы в 300 городах Китая. Кроме этого, Alibaba инвестировала $635 млн в крупнейшего мебельного ретейлера Red Star Macalline.

Интерес к мебельным компаниям со стороны глобальных игроков совсем не случаен. Все больше производителей товаров для дома переходят на модель C2B (consumer to business, от потребителя к бизнесу), в которой потребители имеют возможность по вполне обычным ценам заказать онлайн изготовляемые индивидуально для них товары. Одним из пионеров в данной области можно считать китайскую компанию Shangpin Home Collection, сделавшую этот процесс простым и удобным. Теперь у ее клиентов нет необходимости приходить в торговый центр и выбирать из имеющегося ассортимента, примеряя каждый шкаф под размер комнаты. Производство кастомизированной мебели и предметов интерьера может стать одним из самых значительных рынков в мире, указывает в своем отчете HTF MI.

Крупнейшие венчурные фонды также заинтересовались Рroptech-стартапами — это значит, что они рассчитывают на взрывной рост рынка, который может принести им, как принято говорить в этой сфере, «10 икс», то есть до 1000% прибыли. Так, стартап Modsy, выполняющий онлайн-заказы по дизайну интерьеров, недавно привлек $37 млн от фонда TCV. В их индийского конкурента, компанию HomeLane фонды JSW Ventures, Accel и Sequoia Capital инвестировали $19,2 млн. Инвесторами Livspace выступает Goldman Sachs, а в упоминавшийся выше Homelane и китайскую онлайн-платформу для ремонта Tubatu вложила деньги Sequoia Capital, которая также является инвестором американского «единорога» Houzz. Tubatu, кстати, год назад объявила о планах по выходу на IPO c ориентиром по оценке более $2 млрд.

Как мы видим, традиционные ретейлеры и гиганты онлайн-торговли не жалеют денег, инвестируя в стартапы из сектора Proptech. Их интерес понятен: таким образом Alibaba, IКЕА и другие «киты» собираются оцифровать огромный рынок, включив его в орбиту своих интересов. Чего они хотят добиться?

Proptech: мечты и реальность

Возможность развития Proptech возникла благодаря изменению поведенческих стереотипов. Сначала люди привыкли покупать онлайн электронику и товары повседневного спроса, затем стали заказывать услуги, сейчас в онлайн переходят целые сферы нашей жизни. Ретейлеры понимают, что оцифрованные услуги по обустройству дома можно продать за меньшие деньги и быстрее, а заказ таких работ сделать проще и приятнее для клиента. Для этого необходимо реализовать принцип одного окна. Покупка квартиры, переезд, создание дизайн-проекта, заказ на ремонт, приобретение мебели, кухни и декора — все это можно положить в «корзину» покупок, а затем оплатить с помощью банковской карты или кредита онлайн.

Система, которая уже на наших глазах создается на крупнейших платформах (например, на том же Alibaba), будет работать так же, как и любой другой онлайн-сервис. Вполне возможно, что точками входа на такие маркетплейсы станут как раз компании, занимающиеся созданием в режиме онлайн дизайн-проектов по доступным ценам. Клиент, купив квартиру или дом, будет заходить на сайт Tubatu.com в Китае, Livspace.com в Индии или какой-либо сайт в России — и закажет себе дизайн-проект, затем — выполнение всех ремонтных работ, установку кухни, дверей и освещения. После этого подберет мебель и предметы декора. И все это на одном сайте, во много раз быстрее и разительно дешевле, чем через традиционные каналы.

Такие сервисы буду активно использовать Big Data и возникающий «сетевой эффект». Речь идет о процессе самообучения, благодаря которому, по сути, каждый следующий клиент сможет получать более кастомизированное и дешевое предложение. Звучит как фантастика? Но всего семь-восемь лет назад почти никто не рассматривал такси как удобный вид транспорта на каждый день. Дело все в тех же потребительских стереотипах, изменить которые можно за счет создания удобного, простого и дешевого сервиса. В России такой «домашний Uber» будет создан, по нашим оценкам, уже через год-два.

Что уже сделали российские компании

Нашим бизнесменам есть за что побороться: объем российского рынка Рroptech, по нашим оценкам, основанном на данных других исследований, составляет более $77 млрд. Сюда мы включаем рынок товаров для дома (DIY), ремонта, мебели и декора, услуг дизайна. Понятно, что если его не займут российские компании, он достанется иностранным игрокам — тем же IКЕА и Alibaba Group.

К счастью, наши инвесторы на этот раз своего не упустили, и российский Рroptech развивается с той же скоростью, что и в других странах. Правда, пока это отдельные элементы экосистемы. Например, Rerooms.ru предлагает комплекс услуг по обустройству дома: от разработки дизайн-проекта до возможности приобрести услугу ремонта. По модели онлайн-магазинов мебели работают homeme.ru и маркетплейс inmyroom.ru, услуги дизайна оказывает онлайн-сервис zaprosto.pro. Однако не будем лукавить: «бесшовную» услугу в этой сфере пока не создал никто в мире. Впрочем, это дело времени.

Как и на западе, в сфере электронной коммерции и в Рroptech в частности уже зарождаются национальные чемпионы. Во-первых, это экосистема Сбербанка, включающая в себя традиционные финансовые продукты в недвижимости, маркетплейс товаров «Беру.ру» совместно с «Яндекс», крупнейшая площадка по подбору и приобретению недвижимости «ДомКлик» и десятки других полезных сервисов. Крупнейшая российская компания активно встраивает в себя сервисы по обустройству дома и вполне может занять доминирующее положение в этой нише.

Второй по размеру российский банк — ВТБ — также развивает проекты в этой сфере. Банк объявил о создании «жилищной экосистемы ВТБ», которая, «позволит клиентам решить большинство вопросов с недвижимостью в режиме одного окна», говорится в официальном сообщении.

Кроме этого, в области электронной коммерции в России работает совместное предприятие Mail.ru Group и AliExpress, быстро растет компания OZON, якорным инвестором которой выступает АФК «Система». Профильные офлайн-ретейлеры также нацелены на свою цифровую трансформацию. Совместные проекты создали «Леруа Мерлен» и компания «Профи.ру» (сервис Ruki.ru), а YouDo.ru заключила соглашение о партнерстве с ИКЕА.

https://realty.rbc.ru/news/5d4c0c9c9a794792d5af85cc
Tags: инновации, недвижимость, новости
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments