А. Подчуфаров © (mos_jkh) wrote,
А. Подчуфаров ©
mos_jkh

Categories:

Апартаментам не хватает инвесторов



От них отказываются в пользу офисов и жилья

Востребованный в кризисные годы формат апартаментов теряет популярность. Застройщики все чаще пытаются переформатировать задуманные проекты в офисы или жилье. На этом фоне объем предложения премиальных объектов упал почти на четверть.

Объем предложения премиальных апартаментов в Москве резко сократился. По данным Knight Frank, по итогам первой половины 2019 года на столичном рынке экспонировалось 65,7 тыс. кв. м такой недвижимости, что на 24% ниже, чем за тот же период прошлого года. Это также на 14% меньше показателей четвертого квартала 2018 года. По расчетам Knight Frank, такая тенденция разворачивается на фоне роста предложения классических квартир: по итогам первого полугодия 2019 года на продажу выставлялось 84,1 тыс. кв. м премиального жилья, это на 4% больше показателя аналогичного периода прошлого года и на 24% — четвертого квартала 2018 года. В Colliers International добавляют, что в первом полугодии все продажи премиальных апартаментов открылись в двух клубных домах, что в семь раз меньше, чем за тот же период прошлого года.

Похожая тенденция характерна и для апартаментов массового сегмента. По оценкам «Метриум», в Москве по итогам первого полугодия продажи апартаментов начались всего в десяти новых проектах — это минимальное значение за последние пять лет. По итогам аналогичного периода прошлого года на рынок апартаментов, согласно расчетам «Метриум», вышло 16 новых проектов, в первой половине 2017 года — 14 проектов.

Одной из причин снижения предложения в сегменте апартаментов аналитики Knight Frank называют дефицит офисной недвижимости. По данным S. A. Ricci, в первом полугодии в Москве было введено 24 тыс. кв. м новых площадей, на 41% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Большинство площадей в строящихся объектах сданы еще до завершения их реализации. Средний уровень вакантности в первом полугодии составил 7,9%, снизившись на 1,1 процентного пункта относительно аналогичного показателя прошлого года.

На этом фоне многие девелоперы, по данным Knight Frank, принимают решение отказаться от строительства апартаментов в пользу офисов. Эта тенденция обратная той, что сформировалась на рынке в 2014 году, когда многие инвесторы стремились разместить апартаменты на месте предполагаемых офисов. Операционный директор группы «Ташир» Анна Жаркова соглашается, что в текущей конъюнктуре преобразование проектов с апартаментами в офисные площади — нормальная практика, а в некоторых случаях единственное целесообразное решение. «Мы не исключаем этого для собственных проектов, но такие шаги должны быть выверенными: если решение о преобразовании принимается на этапе строительства, увеличивается срок и стоимость реализации проекта»,— объясняет она.

Снижается и число сделок с апартаментами. По данным Росреестра, за первое полугодие физлица в Москве заключили 2,3 тыс. договоров долевого участия (ДДУ) на апартаменты, что на 19% меньше аналогичного периода прошлого года. В случае с квартирами спрос за то же время показал рост на 28%, до 25,8 тыс. ДДУ. Но управляющий партнер «Метриум» Мария Литинецкая настаивает, что речь идет не о снижении спроса, а о реакции покупателей на меняющуюся стратегию девелоперов: «С рынка ушло много крупных (апартаментных.— "Ъ") объектов».

В Knight Frank, впрочем, указывают, что в общей структуре премиальных сделок доля апартаментов с 2016 по 2019 год сократилась с 36% до 26%. Многие девелоперы принимают решение о переводе проектов апартаментов в классическое жилье. Директор департамента продаж ГК «Гранель» Рустам Арсланов объясняет: «Апартаменты — это нежилые помещения со всеми вытекающими последствиями, а также повышенные коммунальные тарифы и налоги».

https://www.kommersant.ru/doc/4053595?from=four_realty
Tags: мнения, недвижимость, прогнозы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments