А. Подчуфаров © (mos_jkh) wrote,
А. Подчуфаров ©
mos_jkh

Category:

Торговля вышла в плюс



Доля пустующих помещений снижается

Первое полугодие оказалось удачным как для торговых центров, так и для сегмента стрит-ритейла. Вакантность в крупных объектах и в основных торговых коридорах сокращается, а интерес покупателей к ним растет. Но в ближайшее время собственникам недвижимости вряд ли удастся серьезно увеличить ее стоимость: вакантность в сегменте торговых центров снова может вырасти за счет увеличения объемов ввода, а в случае со стрит-ритейлом этого не предполагает профиль арендаторов.

Крытые помещения

Вакантность в торговых центрах Москвы по итогам второго квартала опустилась до 4,1% — это рекордный минимум с середины 2014 года. Такие данные приводят в компании JLL.
Руководитель отдела исследований компании Олеся Дзюба объясняет динамику низким объемом ввода новых торговых площадей в последние несколько лет: это привело к нехватке площадей для развития ритейлеров. Ввод торговых центров действительно сокращается не первый год. Согласно оценкам Cushman & Wakefield, если в 2016 году в Москве было сдано 384 тыс. кв. м, то в 2017 году показатель сократился до 135 тыс. кв. м, а в 2018-м — до 108 тыс. кв. м.

Хотя уже в этом году тренд может измениться: согласно данным JLL, в Москве запланировано к вводу 361 тыс. кв. м.

«Это на треть больше показателя последних двух лет, вместе взятых»,— обращает внимание госпожа Дзюба. На этом фоне, по ее прогнозам, вакантность в Москве к концу года может вырасти до 4,9%. Но вместе с запланированным увеличением объема ввода торговой недвижимости к объектам начал возвращаться интерес покупателей. Как следует из данных Watcom Group, показатель Shopping Index, отражающий, в частности, динамику посещаемости торговых центров, по итогам первого полугодия в Москве вырос на 1%, а в среднем по России — на 2,2%. Ранее он показывал в основном негативную динамику.

Как арендаторы расхватали магазины и офисы

Президент Watcom Group Роман Скороходов связывает начавшийся рост Shopping Index со стабилизацией потребительских настроений. «Люди стали больше ходить в торговые центры в поисках лучших предложений»,— замечает он. Похожий тренд заметила старший аналитик отдела исследований рынка CBRE Екатерина Сизанова. «Потребители менее склонны совершать покупки большими объемами и все чаще предпочитают ходить в магазин, расположенный рядом с домой или работой, с большей частотой и за малыми партиями»,— рассуждает она.

Динамика стоимости помещений стрит-ритейла в основных торговых коридорах Москвы

УРОВЕНЬ ВАКАНТНЫХ ПЛОЩАДЕЙ СРЕДНИЕ СТАВКИ АРЕНДЫ
УЛИЦА II КВ. 2019 ГОДА ИЗМЕНЕНИЕ (П. П.) К II КВ. 2018 ГОДА РУБ./КВ. М/ГОД ИЗМЕНЕНИЕ (%) К II КВ. 2018 ГОДА
Мясницкая 4,40% 1,1 п. п. 85 000 6,30%
Никольская 6,50% 1,3 п. п. 140 000 -6,70%
Б. Дмитровка 2,10% -6,4 п. п. 90 000 0,00%
Патриаршие Пруды 9,00% 3,2 п. п. 140 000 7,70%
Арбат 6,50% 1,3 п. п. 105 000 0,00%
Тверская 2,60% -2,0 п. п. 85 000 -15,00%
Пятницкая 7,70% 0,6 п. п. 70 000 -12,50%
Садовое кольцо 8,50% -1,0 п. п. 70 000 0,00%
Петровка 8,70% -2,9 п. п. 150 000 0,00%
Кузнецкий Мост 11,10% 1,4 п. п. 155 000 3,30%
1-я Тверская-Ямская 11,00% -3,5 п. п. 70 000 -6,70%
Столешников переулок 11,10% 0,0 п. п. 205 000 0,00%
Новый Арбат 6,50% -5,7 п. п. 110 000 4,80%


В Санкт-Петербурге, по данным JLL, вакантность по итогам первого полугодия составила 3,6%, что на 0,5 процентного пункта больше, чем годом ранее.

Но положительная динамика связана не с выходом на рынок новых объектов, а с увеличением числа закрытых магазинов.

Консультанты объясняют: речь идет об уходе ритейлеров из сложных объектов и точечной реконцепции успешных торговых комплексов. По прогнозам JLL, к концу года доля свободных площадей в Санкт-Петербурге вновь снизится до 3,2–3,3%.

Уличный спрос

Доля вакантных площадей в сегменте стрит-ритейла в Москве, по данным CBRE, по итогам первого полугодия составила 7,7%, оказавшись рекордно низкой за последние три года. Позитивную динамику консультанты связывают с активным развитием арендаторов в центральной части города на благоустроенных улицах. В Colliers International указывают на еще более выраженную позитивную динамику. Согласно расчетам компании, по итогам первого полугодия доля пустующих помещений на торговых улицах составила 5,6% против 6% в первом квартале.

Высокий интерес к помещениям стрит-ритейла, по данным консультантов, сейчас демонстрируют в первую очередь предприятия общественного питания и продуктовые ритейлеры.
В Санкт-Петербурге динамика пока остается менее выраженной. По данным JLL, на конец второго квартала в городе пустовало 7,7% помещений. Это примерно соответствует аналогичному показателю последних нескольких лет и ниже цифры за аналогичный период прошлого года на 0,3 процентного пункта. При этом консультанты указывают, что весна для петербургского рынка стрит-ритейла оказалась периодом нетипичного затишья: общее количество открытий новых магазинов и ресторанов сократилось на 7% относительно первого квартала, в то время как обычно динамика оказывается противоположной.

Диапазон ставок аренды на основных торговых улицах Санкт-Петербурга по итогам 2-го квартала 2019 года

ТОРГОВЫЙ КОРИДОР УРОВЕНЬ АРЕНДНЫХ СТАВОК, РУБ. ЗА КВ. М В МЕСЯЦ (ВКЛ. НДС)
МИНИМУМ МАКСИМУМ
Невский проспект, основная часть 8 500 13 000
Старо-Невский проспект 3 000 6 000
Улица Рубинштейна 3 500 6 000
Московский проспект 2 500 6 000
Большая Конюшенная улица 3 000 5 500
Садовая улица 2 500 5 500
Каменноостровский проспект 2 000 5 500
Владимирский проспект 2 500 4 500
Большой проспект П.С. 2 000 4 000
6-7 линии В.О. 2 500 4 000
Средний проспект В.О. 1 800 4 000

Руководитель отдела исследований рынка недвижимости Maris Алена Волобуева при этом указывает, что рост средних ставок аренды помещений стрит-ритейла в Санкт-Петербурге в ближайшее время будет сдерживать профиль арендаторов: большинство из них работают в среднем ценовом диапазоне и в принципе не готовы к высокой стоимости помещений.

https://www.kommersant.ru/doc/4031412?from=main_1
Tags: аренда, недвижимость, новости
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments