А. Подчуфаров © (mos_jkh) wrote,
А. Подчуфаров ©
mos_jkh

Category:

Аты-баты, два Арбата...

Гулять по центру - сущее наказание. Пешеходы толкаются на узеньких тротуарах, вдыхая автомобильные выхлопы и не слыша друг друга из-за шума машин. Пятницкая, Большая Ордынка, Остоженка... Все самые красивые улицы столицы - одна длинная чадящая пробка. Вот власти Москвы и решили построить в центре большую прогулочную зону, где смогут передвигаться только пешеходы, роллеры и велосипедисты.

- У нас есть идея сделать пешеходной набережную от Кремля до «Лужников», которая проходит по противоположной стороне, практически от улицы Балчуг до реки Сетунь, - заявил заммэра Андрей Шаронов.

Что собой сейчас представляют пешеходные зоны столицы? Почему их так мало? И как будет выглядеть зона новая?

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Самая известная пешеходная зона столицы - Старый Арбат. Коротенькую - всего 1200 метров - улочку между Бульварным и Садовым кольцами решили отдать пешеходам еще в 1974 году. Власти сняли троллейбусные провода, висящие над улицей, запретили движение машин... Но закончили укладывать плитку, установили фонари и вазы для цветов только в 1986-м. Москвичи каламбурили: «Арбат офонарел!» Идея улицы для пешеходов так понравилась всей стране, что слово «Арбат» стало нарицательным. Свои «арбаты» появились в Нижнем Новгороде (улица Покровка), Саратове (проспект Кирова), Перми (также улица Кирова) и десятках других городов. Стиль оставили московский - тротуарная плитка, фонари, цветочные вазы... А вот в самой Москве идея пешеходных улиц до конца ХХ века, увы, развития не получила. В 1998 году стал пешеходным лишь коротенький Камергерский переулок.

НЕ НАШЛОСЬ ИНВЕСТОРОВ

В середине 2000-х годов, видя успех Старого Арбата, власти решили сделать пешеходным и Новый - бывший проспект Калинина. Движение на правительственной трассе планировалось убрать в тоннель, а всю проезжую часть отдать под пешеходную зону, переименовав улицу в Арбатский бульвар. Вдоль бульвара решили открыть торговые и развлекательные центры, сеть сувенирных лавок и художественные салоны. Что интересно, пешеходную зону планировалось озеленить - деревьями в кадках и сделать... обогреваемой, чтобы зимой не пришлось убирать снег. Деньги на все эти чудеса решили выделить из городского бюджета, а также попросить вложиться федералов и инвесторов. Увы, вскоре грянул кризис, и идея тихо умерла.

Еще одна пешеходная идея была прописана в программе развития туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы». Смысл - организовать 14 пешеходных маршрутов. В том числе - по улицам Кузнецкий Мост, Большая Лубянка, Волхонка... К сожалению, проект сдулся. Не удалось, например, сделать пешеходной улицу Школьную. Там планировалось по выходным устраивать «ярмарки мастеров», торгуя резными ложками, поварешками, самоварами и антиквариатом. Увы, появился лишь один свободный от машин маршрут: Болотная площадь - Лаврушинский переулок, где находится старое здание Третьяковки.

- Я не удивляюсь. Если рассматривать пешеходную зону как бизнес-проект, а так, наверное, и было, то надо понимать, что быстро он не окупится, - заявил «КП» гендиректор компании «Финэкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. - Благоустраивать километры улиц - мостить, менять освещение, ремонтировать фасады домов - это дорого. А затраты будут отбиты только через несколько лет.

ПРОМЕНАД В ДЕВЯТЬ КИЛОМЕТРОВ

Новые власти Москвы, впрочем, придерживаются другой идеологии: за создание «общественных пространств» должен платить город.

- Вход в парки Горького и «Сокольники» стал бесплатным, а в их развитие вкладываются миллиарды рублей, - пояснили «Комсомолке» в мэрии. - Пешеходная зона - это не коммерческая, а городская идея, призванная улучшить и разнообразить среду обитания москвичей.

Итак, идея проста: сделать пешеходными Кадашевскую, Якиманскую, Крымскую, Пушкинскую, Андреевскую и Воробьевскую набережные (см. карту). Общая длина маршрута - девять километров! Такой длинной пешеходной зоны нет ни в одном городе России. Впрочем, утвержденного проекта пешеходной зоны тоже пока нет. Но, как пояснил «Комсомолке» источник в мэрии, архитекторы планируют ориентироваться на такие же зоны в городах Западной Европы. А там обычно асфальт заменяют брусчаткой или тротуарной плиткой, ставят фонари, делают эффектную подсветку фасадов ближайших домов.

В столичном Департаменте транспорта «КП» рассказали, что по Кадашевской, Якиманской и Крымской набережным автобусы, троллейбусы и трамваи не ходят. К тому же они не очень загружены частным транспортом. А Пушкинская, Андреевская и Воробьевская набережные уже сейчас пешеходные. Они проходят через парк Горького, Нескучный сад и парк «Воробьевы горы». Таким образом, у маршрута будут «архитектурная» и «природная» составляющие.

ГЛАВНОЕ - НЕПРЕРЫВНОСТЬ

- Пешеходные зоны, и довольно длинные, есть во многих городах мира, - пояснил «Комсомолке» архитектор Михаил Хазанов. - Главный их принцип - непрерывность. Если, например, на пути пешеходов возникает оживленная улица - строится широкий и красивый мост.

С непрерывностью у предлагаемого властями променада - проблемы. Гуляющим придется перейти через сверхзагруженную Большую Полянку. Сейчас, чтобы дождаться на зебре зеленого сигнала светофора, приходится ждать несколько минут. Так что архитекторам, вероятно, будет необходимо спроектировать широкий пешеходный переход. Возможно, также нужно будет расширить переход под Садовым кольцом. Ведь из-за вернисажа, который там устроили художники, пропускная способность перехода упала почти до нуля.

НЕ НАСТУПИТЬ НА ГРАБЛИ

- Главное, устраивая пешеходную зону, не превратить ее в Арбат, - считает Дмитрий Шустерняк. - Иначе мы получим очередную ярмарку, где вся улица в лотках - как на каком-нибудь «Измайловском вернисаже». Вывески заведений и наружная реклама не должны, как на Арбате, полностью заслонять архитектуру. В Венеции, например, такое совершенно невозможно представить. То есть сам подход к организации пространства должен быть совершенно другим.

Эксперт уверен, что если удобную пешеходную зону организовать удастся, то она постепенно начнет приносить бюджету прибыль.

- При большой проходимости публики на ней автоматически появятся кафе, рестораны, бутики. А это значит, бюджетные вложения в инфраструктуру окупятся в виде дополнительных налогов.



КСТАТИ

Что увидим?

Гуляя по пешему маршруту, можно рассмотреть сразу несколько достопримечательностей столицы:

- Болотную площадь

- Фонтан, бьющий из Водоотводного канала (летом)

- Лужков мост, на котором любят фотографироваться молодожены

- Знаменитый Дом на набережной, где в 1930-е годы жила вся советская элита

- Здание кондитерской фабрики «Красный Октябрь»

- Клуб «Рай» - самый гламурный в России

- Памятник Петру I работы Зураба Церетели

- Патриарший мост с очень красивой подсветкой и смотровой площадкой (оттуда - вид на Кремль)

- Храм Христа Спасителя

- Парк «Музеон»

- Центральный дом художника на Крымском валу

- Крымский мост - один из самых красивых в Москве

- Парк Горького

- Нескучный сад

- Здание главного штаба Сухопутных войск - яркий образец имперского стиля в архитектуре

- Пешеходный Пушкинский мост - с красивой подсветкой и смотровой площадкой

- Парк «Воробьевы горы» со смотровой площадкой

- Спорткомплекс «Лужники»

Нужны ли Москве пешеходные зоны?

МНЕНИЕ ЗА

Город станет удобнее

Александр САРЫЧЕВ, директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства:

- Идея очень хорошая. В европейских городах центр, по большому счету, отдан пешеходам. Широкие тротуары, движение машин в той или степени ограничено. А для быстрого передвижения есть метро. В центре Парижа и Лондона, например, из любой точки до метро - не более 10 минут пешком. В Москве же центральная часть города пешеходно недоступна. Дворы закрыты заборами, а на узких тротуарах припаркованы машины. Где ходить? Эту ситуацию нужно менять, и я бы хотел, чтобы вслед за первой пешеходной зоной появились вторая, третья... Тогда Москва станет удобнее для жизни.

МНЕНИЕ ПРОТИВ

Забыли о пробках

Александр ВЫСОКОВСКИЙ, председатель Совета Союза архитекторов России по градостроительству:

- Пешеходные улицы - это деликатес. Они имеют право на существование в городах, где транспортные проблемы решены. А как в условиях Москвы с ее пробками «изъять» для пешеходов несколько магистралей, да еще и в центре?! У нас не настолько развита улично-дорожная сеть, чтобы город этого не почувствовал. В этом районе усилятся пробки. Если пешеходные улицы и делать, то по ним нужно пустить хотя бы общественный транспорт. Разумеется, экологичный: троллейбусы или экобусы - автобусы на природном газе. И ввести для них ограничения по скорости - чтобы не подавили гуляющих.

http://www.kp.ru/daily/25800/2781086/
Tags: прожекты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment