А. Подчуфаров © (mos_jkh) wrote,
А. Подчуфаров ©
mos_jkh

Category:

Почему двоечников не отчисляют из университетов



Ректоры утверждают, что уровень подготовки абитуриентов заметно снизился

Образование в вузе всегда было тесно связано со школьной подготовкой. По оценкам OECD (Организации экономического сотрудничества и развития), сегодня уровень школьного образования, например, в Германии опустился ниже среднего. Причина тому – недостаточное финансирование, необдуманные реформы последних лет, а также бесконечные дискуссии о целях реформ. Все это очень похоже на ситуацию в РФ.

А началось все с анализа результатов международного проверочного теста школьников PISA (Programme for International Student Assessment). В Германии вдруг увидели, что 15-летние школьники читают на уровне начальной школы и не понимают прочитанных текстов.

В России проблема с качеством умения читать тоже довольно серьезная, не случайно школам настоятельно рекомендовано возвратиться к «чтению с пересказом». Многие германские эксперты, пишет немецкая газета, связали плохую ситуацию в образовании с переходом от системы получения знаний к системе получения компетенций.

Сторонники компетенций утверждают, что больше половины материала, изучаемого в школе, забывается, а значит, часть материала не надо изучать вообще. А роль учителя в школе должна быть сведена к минимуму. Ну, не владеет он материалом в той же степени, как им владеют известные ученые и преподаватели университетов! И поэтому – слушайте не учителя, а профессора на нужную тему в YouTube.

Конечно, в YouTube можно найти много интересных лекций, считают противники компетенций, но при таком обучении полностью отсутствует обмен мыслями и мнениями между лектором и слушающим. Можно прослушать огромное количество лекций на какую-либо тему и не понять их смысла.

Итак, школьники получают плохие знания. Это ведет к слабым знаниям в вузе. Фильтром для плохо подготовленного контингента мог бы стать вступительный экзамен. Но он ориентирован не на понимание, а на заучивание материала.

Telegram-канал «Ректоры.Ру» опубликовал на днях речь ректора Челябинского государственного университета, доктора физико-математических наук Сергея Таскаева – о качестве образования в вузах. Смысл его послания таков, что если «гуманизм» в отношении приема слабых абитуриентов не позволяет вузу в дальнейшем отчислить из университета двоечников, то и на рынок труда выходят слабоподготовленные специалисты. А двоечников в вузах уже не единицы – и во многом это «благодаря» ЕГЭ, считает Таскаев.

«Несмотря на то что ЧелГУ сейчас лидирует на Южном Урале по качеству бюджетного набора (то есть к нам охотно идут высокобалльники), – отмечает Таскаев, – практика единого госэкзамена губительно влияет на креативный уровень выпускников школ и их способность решать неординарные задачи. Да, ЕГЭ выполняет роль некоего среднего объективного показателя, позволяя проводить конкурсный отбор абитуриентов, но подготовка в старших классах средней школы фактически сводится к натаскиванию на его сдачу, а не на развитие способностей школьников».

В качестве иллюстрации к словам ректора можно вспомнить пример, который перед глазами: как к сдаче ЕГЭ в этом году натаскали даже восьмилетнюю девочку – Алису Теплякову. Она подавала документы на поступление в МГУ им. М.В. Ломоносова на два факультета: психология и почвоведение. К чести руководства университета, вежливо и аргументированно ей было отказано в поступлении.

По мнению Таскаева, с момента принятия закона об образовании само образование перестало быть общественным благом и стало услугой. С последующим введением «подушевого финансирования» – выделением средств на каждого отдельного обучающегося. В таком контексте отчисление студентов, неспособных освоить программу высшего образования, становится губительным для вузов. Ведь за этим следует автоматическое уменьшение объемов финансирования и, как следствие, сокращение штатов. Поэтому вузы только в крайних случаях идут на такую меру и вынуждены порой выпускать специалистов с невысокой квалификацией, что вызывает справедливые претензии со стороны работодателей.

Еще одной проблемой университетов стала недостаточная поддержка развития их научного потенциала, рассуждает Таскаев. Сильный университет – тот, который не просто передает знания, но и генерирует новые. Эффект от этой работы мультипликативный, значимый для всего региона, а иногда и мира. Однако инициативные научные исследования поддерживаются слабо. Огромное количество отличных заявок отклоняются в связи с малыми объемами финансирования со стороны научных фондов.

Вместе с тем и образовательная, и научная деятельность сегодня связана с невероятной бюрократической нагрузкой. Виктор Таскаев приводит пример, как его вуз прошел процедуру государственной аккредитации. По его словам, многомесячная бумажная работа легла на коллективы факультетов и управление образовательной политики. Это перегружает преподавателей, нагрузка которых порой составляет более 900 часов в год. Кстати, фактически у них нет времени для плодотворного занятия научной или инновационной деятельностью. А ведь именно на этот сегмент приходятся основные ожидания как по увеличению доходной части вузов, так и по развитию отечественных технологий.

Кстати, буквально на днях в той же Германии комитет по науке Палаты представителей Сената земли Берлин одобрил поправки к Закону об университетах Берлина. Согласно этим поправкам, демократическое управление университетами расширяет круг «влиятельных» лиц. Сюда входят и студенческое самоуправление, и участие бизнеса в делах университета. Здесь возникает другая научно-познавательная деятельность и иные целевые установки. Нужно ли здесь еще подумать и о поощрении тех, кто продвигает эту науку? В Германии решили, что да.

https://www.ng.ru/education/2021-08-25/8_8234_education2.html
Tags: мнения, новости, тихий геноцид
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments