А. Подчуфаров © (mos_jkh) wrote,
А. Подчуфаров ©
mos_jkh

Categories:

Цены на бананы в магазинах установили пятилетний рекорд



Бананы, которые россияне покупают так же часто, как картофель, за последние месяцы стремительно подорожали в рознице.
Среди названных экспертами причин — ослабление рубля, проблемы с логистикой и наценки посредников

Цены на бананы в магазинах вернулись на уровень 2016 года, достигнув максимальных за пять лет значений, свидетельствуют данные Росстата. Резко дорожать бананы начали в феврале: тогда цена 1 кг выросла до 86,7 руб., что на 9% больше, чем в январе, и на 15% выше значений февраля 2020-го. Пика цены достигли в апреле — 89,3 руб. за 1 кг, в июне они снизились до 84,1 руб. Но для первого летнего месяца, когда бананы традиционно дешевеют, это самое высокое значение как минимум с 2013 года. Абсолютный ценовой максимум был зафиксирован в марте 2015 года: тогда 1 кг подорожал до 96,2 руб.

Подорожание бананов в рознице зафиксировала и исследовательская компания GfK (анализ проведен на основе отслеживаемых покупок 10 тыс. домохозяйств по всей стране): в мае 2021 года 1 кг бананов стоил в магазинах в среднем 77 руб., что на 10% больше, чем годом ранее. Данных за июнь пока нет.

Откуда Россия завозит бананы

Абсолютно все бананы Россия завозит из стран Южной Америки, при этом 96% импорта (1,46 млн т в 2020 году) пришлось на Эквадор, напоминает партнер компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд. Из Коста-Рики, Колумбии и Гватемалы в прошлом году были завезены только 52 тыс. т.

Эквадор является крупнейшим мировым экспортером: доля этой страны, по данным исследовательской компании IndexBox, в мировых поставках превышает 18%. При этом больше всего бананов выращивается в Индии, на долю которой приходится 26% мирового производства.

Россия входит в тройку крупнейших мировых импортеров бананов после США и Китая. Первая пятерка, в которую также входят Германия и Япония, закупает 45% всего импорта.

Почему растут цены

Спрос на бананы в мире во время пандемии оставался высоким: по итогам 2020-го IndexBox оценивает его в 124 млн т, что на 6% больше, чем в 2019-м. Стабильный спрос на фоне сбоев в цепочках поставок из-за пандемии привел к росту цен, который варьировался «от страны к стране». В России бананы, по данным IndexBox, подорожали более существенно — в полтора раза в первом квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Среди причин аналитики называют сочетание факторов: стабильный спрос внутри страны, ослабления курса рубля к доллару и локальный дефицит поставок из Эквадора.

Российские торговые сети столкнулись со сложностями в закупке бананов и ростом оптовых цен на 40% из-за снижения урожая в Эквадоре на фоне неблагоприятных погодных условий и активности вулкана Сангай, повредившего плантации, сообщал в феврале этого года «Коммерсантъ». Поставки из Эквадора в первом квартале 2021 года, по информации Федеральной таможенной службы, снизились на 11%, до 378,4 тыс. т. У экспортеров есть сложности с отправками рефрижераторных судов и контейнеров, в которых поставляются фрукты, заторами в портах и т.д., отмечает гендиректор отраслевого агентства FruitNews Ирина Козий.

В конце 2019 года в Эквадоре прошла серия парализовавших страну социальных протестов, затем пришла пандемия, в сентябре 2020-го и марте 2021 года произошли извержения вулканов, что отразилось на качестве этих фруктов, перечисляет Гольфанд. Кроме того, на цены влияет угроза полного исчезновения бананов в Южной Америке из-за грибкового заболевания Tropical Race 4 (TR4), которое поражает прежде всего экспортируемый сорт Cavendish — случаи заражения уже были обнаружены в Перу, добавляет собеседник РБК.

Сами поставщики из Эквадора цены на бананы не повышали, утверждает Наталья Багдасарян, представитель эквадорской компании Triny Fresh S.A., экспортирующей бананы в Россию. По ее словам, в Эквадоре цена бананов в долларах осталась на уровне прошлых лет, а повышение цен — результат спекуляций посредников, продающих их в России. Официальная экспортная цена, которую Эквадор предлагает для годовых контрактов, — $6,25 за коробку бананов (это цена самих фруктов, за упаковку поставщики оплачивают дополнительно еще $2–2,5), и такая цена установлена уже много лет, говорит Багдасарян. Активность вулканов в Эквадоре — постоянное явление и, по словам собеседника РБК, существенно на урожай и экспорт не повлияла. Но она признает, что у отдельных компаний были в этом году сложности с логистикой.

Сложности с поставками бананов из Эквадора были зимой, но сейчас ситуация стабилизировалась и информации о росте цен у поставщиков нет, успокаивает исполнительный директор Национального плодоовощного союза Михаил Глушков.

Ключевую роль, по мнению Гольфанд, играет курс рубля, причем динамика цен несколько запаздывает относительно изменений курса валюты: для реализации остатков уже ввезенной продукции и пересогласования договоров с учетом новых цен уходит примерно 2–3 месяца. Дополнительно на цены влияют пандемия, так как импортерам приходится нести дополнительные затраты на соблюдение повышенных санитарных мер, указывает эксперт.

Крупнейший импортер бананов в России, по данным «НЭО Центра», — ретейлер X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»), на втором месте — сеть «Магнит». В 2014 году ее структура завозила в Россию каждый пятый банан. РБК направил запросы представителям ретейлеров.

Как часто россияне едят бананы

Цены на бананы упоминались во время прямой линии Владимира Путина в конце июня: президента спросили, почему бананы из Эквадора стоят в магазине дешевле, чем морковь из соседнего региона. В качестве примера автор вопроса показала ценники, где бананы стоят 78 руб. за 1 кг, а морковь — 110 руб. Путин объяснил, что рост цен на продукты — мировой тренд, а своей моркови в этом году не хватило, поэтому ее завозят из-за границы — как правило, из Белоруссии или Турции. Морковь в июне действительно резко подорожала и по средней цене практически сравнялась с бананами: по данным Росстата, 1 кг моркови в среднем был лишь на 1,29 руб. дешевле 1 кг бананов — 82,79 руб.

Бананы россияне покупают чаще моркови и почти так же часто, как картошку, свидетельствуют данные GfK. Бананы российские семьи покупали в 2020 году в среднем 13 раз, картофель — 14 раз, морковь — около 9. По информации Росстата, на бананы приходится 0,34% всех расходов потребителей на 566 товаров и услуг. Для сравнения, для яблок этот показатель равен 0,61%, апельсинов — 0,35%, картофеля — 0,42%, моркови — 0,12%.

Бананы с яблоками и цитрусовыми входят в тройку самых востребованных фруктов, на долю которых приходится около 70% всего потребления в России, указывает Козий. По ее словам, доля бананов в потреблении последние годы растет: одна из причин — сложности с поставками и рост цен на яблоки, которые возникли в 2014 году после введения эмбарго на ввоз продуктов из западных стран. Когда яблоки дорожают, потребители в качестве замены предпочитают именно бананы, потому что они вкусные, дешевые и питательные, пояснил Глушков.

В Минсельхозе предпочли не комментировать розничные цены на бананы.

https://www.rbc.ru/business/16/07/2021/60f01d159a7947a054e82ec9
Tags: инфляция, новости
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments