А. Подчуфаров © (mos_jkh) wrote,
А. Подчуфаров ©
mos_jkh

Category:

Счетная палата оценила долю неконкурентных госзакупок в 2020 году



Только четверть государственных закупок в 2020 году совершалась на конкурентной основе, следует из доклада Счетной палаты.
По мнению аудиторов, одна из причин такого положения дел — пандемия коронавируса, потребовавшая срочных закупок

Счетная палата проанализировала данные по госзакупкам за 2020 год и оценила долю «неконкурентных» закупок в 74,1% от всех госконтрактов, которые заключались по федеральному закону 44-ФЗ (регулирует закупки ведомств и министерств). Об этом пишет РБК со ссылкой на ежегодный отчет Счетной палаты.

Пресс-служба ведомства уточнила изданию, что госзакупки у единственного поставщика составили 6,6 трлн рублей из общего объема госзакупок на 8,9 трлн рублей. По сравнению с 2017 годом, когда эта доля составляла 57,1%, показатель вырос на 17 процентных пунктов, отметили аудиторы.

В отчете палаты в 2020 году доля неконкурентных закупок по ФЗ-44 составляла 76%, отмечает РБК. В неконкурентные закупки аудиторы включают как прямые закупки у единственного поставщика, так и несостоявшиеся конкурентные изначально закупки, которые привели к закупкам у одного поставщика (например, потому что на конкурс заявился только один исполнитель). Изначально заявленные закупки у единственного поставщика в 2020 году составили 1,85 трлн рублей, по данным Минфина.

Счетная палата отмечает, что сокращение закупок у единственного поставщика было одной из целей Национального плана развития конкуренции на 2018–2020 годы, однако, по оценке аудиторов, большинство федеральных органов «формально подошли к исполнению» этого плана. В отчетах за предыдущие годы аудиторы называли преобладание таких закупок «системной проблемой», причина которой в том числе заключается в неформальных связях между заказчиком и поставщиком.

Счетная палата признала, что пандемия вызвала необходимость срочных закупок государством лекарственных средств и медицинского оборудования вне конкурсных процедур. «В период пандемии резко возросла потребность в средствах индивидуальной защиты, медикаментах, специальном оборудовании, медицинских услугах. При этом важнейшую роль играл временной фактор осуществления закупок. Во многом из-за этого в 2020 году увеличился объем закупок у единственного поставщика», — приводятся в сообщении Счетной палаты слова аудитора Алексея Каульбарса.

Гендиректор электронной торговой площадки «РТС-тендер» Владимир Лишенков отметил, что в росте доли неконкурентных закупок нет ничего хорошего, но ситуация не слишком критична. «В прошлом году мы наблюдали существенный рост закупок у единственного поставщика. Это объяснимо пандемией: заказчикам нужен был простой и удобный формат закупок. На нашей площадке рост числа таких процедур составил 38%, а их сумма выросла на 60% по сравнению с 2019 годом», — сказал Лишенков. Он добавил, что такой формат в прошлом году «был скорее спасением как для заказчиков, особенно при закупках медицинских препаратов, жизненно важной продукции, так и для участников, которые еще не были готовы участвовать в больших госзакупках».

Общий объем закупок у единственного поставщика, обусловленных обстоятельствами непреодолимой силы (в 2020 году таким обстоятельство была пандемия коронавируса), вырос в 6,7 раза по сумме контрактов — с 54 млрд рублей в 2019 году до 361 млрд рублей в 2020 году, говорится в докладе Счетной палаты.

«Склоняться к мнению, что система была дискредитирована, мы бы не торопились, поскольку функционировать ей пришлось в сложных условиях регулярного экономического стресса и повышенного спроса на определенные группы товаров», — считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. При этом он не исключил и усугубления проблем, таких как низкая эффективность действующей системы, рост отпускных цен и коррупционная составляющая. Регулярное совершенствование закона о госзакупках носит скорее «бумажный» характер и мало влияет на его практическое применение, добавил эксперт.

Помимо 44-ФЗ в России также действует федеральный закон о регулировании закупок госкомпаний и госкорпораций (223-ФЗ). Закупки по 223-ФЗ составили в прошлом году 19,9 трлн рублей, снизившись по сравнению с показателем 2019 года (21,2 трлн). Счетная палата оценивала долю неконкурентных закупок по 223-ФЗ в прошлогоднем докладе на уровне 86%, то есть еще больше, чем в закупках госорганов. При этом основу таких закупок по 223-ФЗ составляли закупки, осуществленные «прочими способами» — заказчики зачастую специально используют их для маскировки неконкурентных элементов, отмечает РБК. По итогам 2020 года Счетная палата не анализировала закупки госкомпании и госкорпорацией, уточнила пресс-служба ведомства.

https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/434265-schetnaya-palata-ocenila-dolyu-nekonkurentnyh-goszakupok-vyshe-74
Tags: бюрократия, новости, финансы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments