А. Подчуфаров © (mos_jkh) wrote,
А. Подчуфаров ©
mos_jkh

Categories:

Отраслевые особенности устойчивого развития: розничная торговля продуктами питания



Ретейл — одна из наиболее крупных отраслей экономики России, при этом для розничной торговли характерен достаточно невысокий уровень консолидации по сравнению с другими крупными отраслями, например, металлургией, нефтедобычей или химической промышленностью.

На десять крупнейших игроков розничной торговли приходится около 30% рынка, что существенно ниже, чем в развитых странах. С точки зрения рыночной экономики наличие конкуренции на рынке должно способствовать большему вниманию сетей устойчивому развитию, особенно с учетом растущего интереса к нему населения. Так это или нет, и как торговые сети создают повестку устойчивого развития?

Торговля и устойчивое развитие

Несмотря на то, что розничная торговля не выглядит самой проблемной отраслью — не производит сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ и не сбрасывает в реки нефтепродукты, а доля женщин и их оплата в сфере розничной торговли зачастую выше, чем у мужчин — она все равно имеет ряд задач, которые необходимо решать в рамках повестки устойчивого развития.

В рамках экологической части повестки устойчивого развития перед ретейлерами стоят задачи по сокращению избыточного потребления и снижению отходов, сокращению выбросов в атмосферу от автотранспорта и использованию энергоэффективных технологий. В рамках социально-экономического блока необходимо бороться с нищетой, обеспечивать работой с достойной оплатой труда население, заниматься образованием в сфере устойчивого развития и другое.

Ситуация в России

Можно выделить четыре основные причины, определяющие важность включения в процесс устойчивого развития торговых сетей. Почему ретейлу так важно быть в тренде устойчивого развития:

Это важно для потребителей. Ретейл — одна из немногих отраслей, где потребитель может «голосовать рублем» напрямую. Опросы людей со всего мира показывают растущую важность устойчивого развития при потреблении, особенно среди молодежи. Так, по опросам GlobalWebindex, 60% миллениалов и 58% представителей поколения Z готовы платить больше за продукцию компаний, поддерживающих устойчивое развитие и производящих экологически чистые продукты. Опрос Центра экспертиз и интегральных моделей также продемонстрировал, что молодые россияне более вовлечены в повестку устойчивого развития.

Повышение лояльности работников. Социологические опросы демонстрируют, что работники испытывают большую лояльность к компаниям, которые имеют цели устойчивого развития в своей стратегии и даже согласны на небольшое снижение зарплаты, если будут понимать, что их работодатель устойчив. Текучесть кадров — одна из основных проблем розничной торговли — одним из решений этой проблемы может стать реальное включение компании в процесс создания устойчивой среды.

Влияние на большое количество компаний через производственные цепочки. Ретейл — отрасль, включающая десятки производственных цепочек — от сельхозпроизводителей до логистических компаний и дистрибьюторов. Активное внедрение повестки устойчивого развития в свои взаимоотношения с поставщиками, дистрибьюторами и другими контрагентами позволяет охватить позитивной повесткой десятки тысяч компаний, которые будут вовлечены в устойчивое развитие. Крупнейшие ритейлеры России уже активно вовлекают поставщиков в повестку устойчивого развития и этот процесс будет только нарастать.

Растущее влияние устойчивого развития на государственном уровне. Государство все больше вовлекается в устойчивое развитие, при президенте России уже появился специальный представитель по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс, Росстат официально публикует показатели по целям и задачам устойчивого развития, а Минэкономразвития в мае 2020 года выпустило методические рекомендации по адаптации к изменениям климата и готовит ряд других документов, вовлекающих бизнес в устойчивое развитие. Похоже, идеи и цели устойчивого развития всерьез воспринимаются на всех уровнях.
Устойчивое развитие в России: история, компания и факты

Российский ретейл и цели устойчивого развития

Посмотрим на информационные материалы и отчетность ретейлеров, посвященные устойчивому развитию. У девяти из десяти крупнейших игроков есть кейсы, связанные с устойчивым развитием: они реализуют социальные, экологические или экономические проекты, однако зачастую это единичные проекты. Два крупнейших игрока рынка — X5 Group и «Магнит» — имеют публичные стратегии в области устойчивого развития с четкими целями и планами по реализации, а также регулярную отчетность. В стратегии головной компании Metro Cash & Carry — Metro AG упоминается и Россия. Другие компании из топ-10, кроме дискаунтера «Светофор», декларируют принципы устойчивого развития в разделах, посвященных ценностям и социальной ответственности, но пока не имеют публичной стратегии в сфере устойчивого развития и регулярной отчетности.

Важнейшие цели, которые выделяют для себя российские компании розничной торговли — ответственное потребление, снижение количества отходов, повышение энергоэффективности и обеспечение здорового образа жизни. Крупнейший российский ретейлер X5 Retail Group в своей стратегии устойчивого развития выделил для себя четыре основных цели устойчивого развития: борьба с голодом, здоровый образ жизни, устойчивая работа и экономический рост, а также ответственное производство и потребление. В рамках «Стратегии в области устойчивого развития до 2025 года» «Магнит» анонсировал ряд целей, как в сфере экологии (снижение пищевых отходов на 50%, 100% сбор и переработка пластика в собственных операциях, 25% снижение расхода воды и энергии), так и социально-экономической сфере (программы по развитию местных сообществ, снижение текучести персонала и повышение удовлетворенности сотрудников).

«ВкусВилл» пока не имеет публичной стратегии по устойчивому развитию, однако активно вовлечен в экологическую повестку — в магазинах есть емкости для сбора батареек, пластика, а есть активно призывает отказываться от бумажных чеков. Особую роль в концепциях устойчивого развития российских ретейлеров играют вопросы, связанные с прозрачностью, борьбой с коррупцией и хищениями — практически у всех крупных ритейлеров есть разделы, посвященные вопросу с возможностью анонимной жалобы.

Таким образом, продуктовая часть российской розницы, по крайней мере, ее лидеры, выглядят неплохо в повестке устойчивого развития — две крупнейшие компании имеют свои публичные стратегии и регулярные отчеты, а девять из десяти участвуют в проектах, связанных с устойчивым развитием. Дальнейшим шагом на пути к достижению целей устойчивого развития могла бы стать большая прозрачность, регулярная отчетность и правильное целеполагание, ведь хорошее начало уже положено.

https://www.forbes.ru/biznes/430317-otraslevye-osobennosti-ustojcivogo-razvitia-roznicnaa-torgovla-produktami-pitania
Tags: новости
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments