почему столица стремительно теряет историко-архитектурный ландшафт
В Госдуму внесли законопроект о возвращении столице России статуса исторического поселения
По инициативе фракции КПРФ 27 мая 2021 года в Государственной Думе прошел круглый стол «О государственной политике по сохранению архитектурно-исторического наследия в Российской Федерации». В обсуждениях приняли участие чиновники, депутаты, эксперты и градозащитники.
Эксперты отмечают, что проблема сохранения исторического наследия особенно остро стоит в Москве. Статус исторического поселения столица потеряла в 2010 году, что, в свою очередь, стало отправной точкой в утрачивании исторического облика. Именно с того времени градозащитники настаивают на возвращении данного статуса, однако, по их словам, городское правительство отказывает даже в обсуждении этой темы. В то же время в столице все активнее появляются проекты застройки, уничтожающие ландшафт города. По словам депутата Госдумы II-V созывов, руководителя аппарата фракции КПРФ Нины Останиной, Москва перестает быть визитной карточкой России. Аналогичное мнение в ходе круглого стола выразил заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Сергей Шаргунов.
«Сохранение памяти и красоты по всей стране – тема вечная и постоянная, потому что зачастую она сводится к диктату бабла; к той наживе, которая застит глаза недобросовестным деятелям и не позволяет увидеть памятники архитектуры и то, что может быть по-настоящему дорого. Принцип «после нас хоть потоп», на самом деле, оказывается ключевым. Получается, неважно, что будет со страной и обществом дальше, стремление быстренько извлечь прибыль становится главным для всех исполнителей и заказчиков разрушения архитектуры.
В аварийном и руинированном состоянии сейчас около 6 тысяч храмов. Наиболее сложная ситуация – в центральной России, в Тверской, Ярославской, Костромской областях, в Подмосковье, в Поволжье, в Северо-Западном федеральном округе. В том же положении находится большинство русских усадеб, включая памятники первого ряда. Основная проблема их сохранения – это зачастую отсутствие крыш. Особенно это тяжко в непогоду, когда здания лишены элементарной защиты от осадков, а в нашем климате это приводит к резкому ускорению процесса разрушения.
Ежегодно падают кресты, осыпаются прекрасные росписи, проваливаются полы, гниет иконостас. Но наконец-то появилось поручение утвердить программу по консервации объектов культурного наследия, и здорово, что Минкульт начал выделять под это средства. Для консервации самого ценного, конечно, необходим экспертный отбор. Поэтому нужна постоянно действующая комиссия по сохранению историко-культурного и архитектурного наследия, готовая не соглашаться с теми или иными решениями чиновников», — поделился Сергей Шаргунов.
«Что касается законодательства об охране объектов культурного наследия, то оно действительно базируется, в том числе и на градостроительном законодательстве. Основной документ – правила землепользования и застройки, который накладывают законодательные ограничения на то, что строится. Тут, с точки зрения регулирования, все выглядит вполне себе симпатично. С точки зрения практики правоприменения, бывает по-разному. И в основном те претензии, которые звучат, если в них разобраться глубоко и предметно, то они касаются в большей степени чаще всего практики правоприменения и в меньшей степени самого устройства законодательного регулирования. Бывает и не так, и тогда мы должны бегом бежать и все править, чем мы и занимаемся», – прокомментировал проблему сохранения исторического наследия заместитель главы Минстроя РФ Дмитрий Волков.
В ходе круглого стола депутат Московской городской Думы Сергей Митрохин предложил законопроект о внесении изменений в статью 7 Закона РФ «О статусе столицы Российской Федерации».
«Дополнить статью 7 данного закона частью 3 следующего содержания: «Территория города Москвы в границах Камер-Коллежского вала является территорией исторического поселения федерального значения», – пояснил депутат Мосгордумы.
По словам Митрохина, проблемы сохранения исторического наследия в Москве «невероятно обострились за последнее 20-летие».
«Я не понимаю, почему наши законы всю деятельность по сохранению памятников культуры и архитектуры концентрируют в руках исполнительной власти. Почему у депутатов всех уровней нет вообще никаких полномочий по участию в этом процессе? Почему депутаты не могут на основании экспертизы, с предварительной проработкой в исполнительной власти принять решение о том, является ли это объектом исторического наследия или не является? В охранной зоне Кремля, возле станции метро «Третьяковская», например, сделали дыру, и она стала не охранной зоной. Теперь там построят семиэтажное здание. И никакой закон не запрещает это делать! (…) Мы просим пересмотреть федеральное законодательство и, наконец, развернуть его лицом к нашим людям, живущим в нашей стране», – подчеркнул Сергей Митрохин.
Возвращение Москве статуса исторического поселения будет очень важным шагом, считает Нина Останина.
«По сути дела, точкой отсчета варварского отношения к историческому наследию Москвы послужил совместный приказ Минкульта и Минстроя 2010 года об исключении Москвы из территорий со статусом исторического поселения. Дальше появляется закон о реновации, дальше – закон о комплексной застройке, то есть это такая длинная цепочка. Поэтому работу надо начинать с обратного: сначала необходимо вернуть Москве статус исторического поселения. Стоит отметить, что само по себе это мало что даст, если по-прежнему решение будет приниматься только властью города Москвы. В данном случае необходимо с помощью федерального закона наделить полномочиями федеральный орган власти, который определял бы и согласовал бы любые нововведения. На мой взгляд, решение о том, как и где строить, должны приниматься с участием общественности, и конечную точку должен ставить федеральный уполномоченный орган власти. Однако наша позиция не совпадает ни с позицией Минстроя, ни с позицией Минкульта, потому что главное – это интересы инвесторов, коммерческая выгода (о чем мы и услышали в ходе круглого стола)», — рассказала «Московской газете» Нина Останина.
Руководитель аппарата фракции КПРФ также отметила, что 25 мая 2021 года в Госдуме открылась выставка «Московская реновация: шаг в будущее», которую инициировал вице-спикер ГД РФ Петр Толстой.
«Хорошо бы, если бы каждый житель столицы смог познакомиться с ней и сделать для себя выводы, нужна такая реновация или нет. Наш круглый стол получился в противовес этой выставке, его можно назвать «антиреновация». В Москве создалось уже очень много групп общественников, и если люди самоорганизовываются, зачем тогда нужна власть?
Не случайно в завершении круглого стола прозвучало предложение внести в проект резолюции недоверие к московской власти и мэру Москвы. Если они готовы вступить с нами в диалог, то мы со своей стороны открыты к конструктивному разговору. Не надо видеть в нас тех людей, которые пришли высказать только негатив. Просто у людей наболело. На мой взгляд, сегодняшний круглый стол – это первый шаг для того, чтобы подвигнуть Министерство культуры и правительство Российской Федерации к тому, чтобы вернуть Москве статус исторического поселения, а затем в Государственной Думе принять федеральный закон, который регулировал бы эти процессы. Но начать надо с создания внутри Госдумы комиссии, которая занималась бы предметно вопросами сохранения объектов историко-архитектурного, культурного наследия. Наша фракция выйдет с таким предложением на Совет Госдумы», — сообщила изданию Останина.
В беседе с «Московской газетой» архитектор, президент АНО «Национальное агентство по проблемам реновации городских территорий» Владимир Вершинин также рассказал, что следующий круглый стол, посвященный градостроительной политике РФ и роли архитектора в градостроительстве, пройдет в июне.
«Сейчас у нас сложилась парадоксальная ситуация, когда главный архитектор ничего не решает. Есть только узкая прослойка архитекторов, в частности, Сергей Кузнецов, и весьма странная ситуация сложилась, например, в Москомархитектуре, которую возглавляет Юлиана Княжевская. Это все равно, что замечательный сапожник поставлен на королевскую кухню, готовить еду. И почему там люди травятся? Потому что каждый должен заниматься своим делом.
Недавно Министерство образования выступило с инициативой соединить учебно-методическое объединение «архитектура» и учебно-методическое объединение «строительство». Это значит, что мы соединяем архитекторов и строителей, и сразу исчезают профильные предметы: рисунок, композиция, черчение.
Это вызвало чудовищный резонанс в архитектурном сообществе, которое опасается, что произойдет вырождение отечественных архитекторов, и мы будем вынуждены приглашать из-за рубежа варягов, которым будем давать деньги за то, чтобы они нам показывали, как это все красиво.
Но зачем уничтожать все то, что уже создавалось столетиями и причем делать это так демонстративно? С высоких трибун нам говорят, что надо решать проблему аварийного жилья, поскольку к 2030 году его будет порядка 30 миллионов кв. м.
Причем к этому же году необходимо построить миллиард кв.м. Куда еще 970 миллионов? Учитывая, что сейчас у нас демографический кризис. Для кого строить? Для китайцев? Для гостей из Средней Азии? Для стройкомплекса, который должен быть загружен и бесконечно обеспечен деньгами? В то же время у нас по программе реновации сносятся пятиэтажки, несущие конструкции которых в работоспособном состоянии.
Эта системная проблема, которую надо решать, выводя архитектора из-под строительного комплекса и давая возможность независимым архитекторам, которые не получают от государства денег, выдавать свое экспертное мнение, к которому будут прислушиваться все. Сейчас же у нас диктатура, ведущая в никуда. Москву, как и всю страну, превращают в сырье», – высказал свое мнение Владимир Вершинин.
https://mskgazeta.ru/ekonomika/moskvu-kak-i-vsyu-stranu-prevrashayut-v-syr-e-pochemu-stolica-stremitel-no-teryaet-istoriko-arhitekturnyj-landshaft--7869.html