А. Подчуфаров © (mos_jkh) wrote,
А. Подчуфаров ©
mos_jkh

Categories:

Жертвы инклюзии и оптимизации



12 лет назад я, дефектолог, работавший на тот момент в системе здравоохранения, отправилась на курсы повышения квалификации. И там, на этих курсах, я впервые услышала слово инклюзия, которое теперь знают все. Запомните эту цифру - 12 лет.

И, соответственно, само появление инклюзии, видимо, чуть раньше - лет 15 назад в России.
Я не полезу сейчас в Википедию искать точное определение этому процессу, поясню в двух словах. Инклюзия - это внедрение людей с особенностями развития в общество. Не сосредоточение их в специализированных учреждениях для таких же - людей со слепотой отдельно, глухотой отдельно, нарушениями интеллекта отдельно - а включение в систему образования, общество, создание для них рабочих мест.

Идея в целом прекрасная, если бы не одно но... Следующий абзац я очень долго формулировала так, чтоб помягче. Скажите, вы повышение пенсий, например, до приемлемого для жизни уровня наблюдаете? Пособий? И прочих признаков ярко выраженной заботы государства о людях? А как вам современная оптимизированная система здравоохранения? А образования?

Да, они действительно оптимизированы. Так, чтобы стать прибыльными, а не затратными. А здоровье и качество образования населения - дело десятое. То же - и инклюзия.

Коррекционная школа - очень затратное заведение с огромным штатом квалифицированных специалистов, которые хотят большую зарплату. И на этот штат не навесишь сотен детей - чем тяжелее проблема ребенка, тем интенсивнее и индивидуализированнее работа с ним.

Поэтому сейчас и нет практически коррекционных школ, а есть инклюзия - красиво звучащее слово, очень гладкое на бумаге, и очень легко оптимизируемое так, чтоб про экономию.
Когда я работала в детском психоневрологическом санатории для детей с ДЦП, мне завидовали сокурсники, отправившиеся работать в детские сады. Работа с 9 до 13, 12 человек в группе, в день положено охватить 6, зарплата будь здоров, отпуск почти 2 месяца. Красота же!

Вот только после этой красоты я ползла домой буквально на карачках и весь оставшийся день испытывала только одно желание - молчать и чтоб не трогали.

Когда-то нормы работы дефектологов, логопедов создавались людьми в теме и с думой о людях. Сейчас - с думой об экономии. И вот последние 10 лет изумлённый логопед носится между 10-ю зданиями оптимизированного учебного комплекса и недоумевает, куда ж ему впихнуть 30 детей на одну ставку. При этом с другой стороны баррикад - мама, в век интернета прекрасно знающая свои права, про инклюзию осведомленная и горячо ее приветствуюшая, но, к сожалению, не знакомая с жёсткими реалиями ее воплощения.

Нам положена логопедическая помощь! Разумеется. Вы у меня 29-е по списку. Два раза в неделю по 15 минут. Ну а как иначе? Оптимизация. Да, для вас ваш ребенок единственный и неповторимый, мама, я понимаю. Да, вы мне можете не рассказывать про тяжесть его дефекта и необходимость более частых и более длительных занятий. Но вы - 29-е по списку. И остальные не краше. И не хуже вашей кровиночки. И имеют с ней равные права. 15 минут 2 раза в неделю, это математика, ничего личного.

Это логопед, человек, который хотя бы учился работать с детьми с особенностями, и тот воет. Потому что его работа стала профанацией. Потому что он сам прекрасно понимает, что просто просиживает штаны с ребенком эти 15 минут 2 раза в неделю. Но что он может сделать? Только предложить вам частные занятия в свободное время, а вы потом пойдете на форумы, рассказывать, какой логопед хапуга - официальную помощь не оказывает, а мимо кассы пожалуйста...

Помимо логопедов и дефектологов есть же ещё и учителя. Вспоминаем цифру в начале статьи - примерно 12 лет. Вашей МарьИванне, опытному учителю начальной школы, 40 лет. Это значит, что она шла учиться в педвуз на специальность "Учитель начальных классов", и в учебном плане, который изучала МарьИванна, не было ни слова об инклюзии. Она сделала свой выбор - она выбрала работать с нормой.

Моим выбором стала дефектология, и на частый вопрос - Как ты вообще с ними работаешь?! - я отвечаю - Люблю работать! С нормой не смогла бы! Но это я. А МарьИванна ответит, что не подписывалась работать с особыми. И это ее выбор, ее понимание себя, ее право.

Но вот случилась инклюзия, и в класс МарьИванны посадили пяток детей с самыми разными особенностями. С нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра, нарушением интеллекта. И оказалась МарьИванна в положении худшем, чем я, дефектолог, который не учился работать с детьми с нарушениями слуха и зрения, и с чистой совестью никогда с ними и не практикующий. Она внезапно оказалась обязанной знать структуру дефекта каждого из этих пяти, знать методы и приемы донесения учебной программы для каждого из них. Она, которая осознанно шла работать в норму, понимая, что дефектология - не ее.

Не знает? Не умеет? Не хочет? А как же должностные обязанности? Ну пусть идёт обучаться!!! Это же простая человечность!!! Это же инклюзия!!! Они такие же, как мы, и должны иметь равные права!!!

Совершенно со всем вышесказанным согласна. Если бы не тот момент, что, гонясь за правами своего ребенка (разумеется для каждой мамы они превыше всего) - ущемили права МарьИванны, у которой, скорее всего, дома тоже парочка своих имеется, без инвалидности, но с особенностями, а где вы здоровых сейчас видели?

У одного поллиноз, у другого дисбактериоз. И все от психосоматики, врач говорит. Из-за того, что мать дома не появляется, с работы задерганная приходит и, хоть пашет с утра до вечера, на платную медицину тоже не особо хватает, а бесплатно - сами знаете...

Должностные обязанности? Я подписывалась на другие. Пусть идёт обучаться? Бесплатно - сами знаете. А по 30 тыс обучения одному модулю дефектологии родком что-то скидываться не спешит. Да и когда учиться-то? Домой затемно прихожу. Простая человечность - конечно. Только почему ж ко мне-то так бесчеловечно?!!!

Задаст себе эти вопросы МарьИванна раз. Задаст другой. Плюнет, и уйдет в частную школу. Она опытный специалист с классическим хорошим образованием, с руками оторвут. На её место придет... А дальше я и не знаю, что написать. У кого из вас подросшие дети жаждут пойти в ВУЗ на специальность "учитель начальных классов?"

Плюнет и логопед, справедливо сочтя, что со своим опытом и образованием достоин явно лучшего, чем мотание между всеми школами района, и может явно больше, чем выдает за 15 минут. Снимет кабинет и будет там посиживать припеваючи, принимая детей из тех же учебных комплексов, прибежавших за ней следом и готовых платить любые деньги, ибо новая логопед сразу после курсов вообще не в зуб ногой в логопедии.

Ну а мама снимет розовые очки... И мне жаль и эту маму тоже. И ребенка ее жаль. Жизнь сейчас такая, что всех бы на ручки, только где те ручки...

Я это пишу не для того, чтобы в очередной раз поговорить, какое государство плохое. Какое есть. Кто хочет что-то менять - идите в политику уже, наконец, а не на кухне перетирайте. А если перетираете - то хотя бы не какая МарьИванна зараза. Попробуйте поставить себя на ее место. И будьте людьми. Вспомните про человечность и равные права.

Автор - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, специальный психолог, АВА-терапевт.

https://www.facebook.com/groups/468072500290278/
Tags: мнения, реформы, тихий геноцид
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments