А. Подчуфаров © (mos_jkh) wrote,
А. Подчуфаров ©
mos_jkh

Categories:

Власти РФ готовят реформу регулирования цен на бензин



Заморозив цены на сахар, масло, курятину и яйца, российские власти решили взяться за рынок бензина.

Правительство РФ рассматривает возможность корректировки механизма, регулирующего розничные цены на топливо, после того как стоимость Аи-92 и Аи-95 на бирже взлетела более чем 20% за два с половиной месяца.


Как сообщили ТАСС два источника в отрасли, кабмин проведет совещание на уровне премьер-министра Михаила Мишустина, на котором обсудит возможное изменение демпфера - механизма, введенного в 2018 году для стабилизации цен на АЗС.

Его суть заключается в следующем: если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше внутренних, то государство компенсирует производителям часть разницы через так называемый обратный акциз. Если же продавать бензин в России выгоднее, чем на внешних рынках, то наоборот - НПЗ должны отдавать в бюджет сверхприбыль.

По итогам февраля нефтяники получили из бюджета около 17 млрд рублей, а если цены на нефть на текущем уровне - почти 70 долларов за баррель - компенсации увеличатся в 1,5-2 раза, до 28-30 млрд рублей, оценивает старший консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов.

По словам одного из источников ТАСС, существует консолидированная позиция нефтяников о необходимости корректировки демпфирующего механизма. Они настаивают, что основной удар этот механизм наносит по маржинальности российских НПЗ, но также страдает и розничный рынок.

Ситуацию обсуждали в пятницу на совещании под руководством вице-премьера Александра Новака, курирующего топливно-энергетический комплекс.

Против изменений выступает Минфин, который заинтересован в наполнении бюджета. По словам замминистра финансов Алексея Сазанова, механизм хорошо себя показал, а его корректировка возможна лишь в 2024 году.

Параметры демпфера были заложены в 2018 году, и механизм стал неэффективен, говорит глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Топливный рынок «близок к кризису», бьет тревогу он: «Причина - недостаток предложения на бирже и рост оптовых цен темпами, существенно превышающих инфляцию и рост розничных цен».
С 15 декабря по 4 марта бензин марки Аи-95 на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже подорожал на 20% и стоит 55,3 тысячи рублей за тонну. Котировки выше рынок видел лишь дважды - во время бензинового кризиса 2018-го и в отдельные дни июля 2020-го.

Аи-92 с 7 декабря по 4 марта взлетел на 24%, а его текущая цена - 54,4 тысячи рублей за тонну - рекордная почти за три года.

В феврале Россия резко сократила экспорт нефти (на 11% по сравнению с январем на 20% в годовом выражении), чтобы насытить сырьем внутренний рынок, увеличить переработку и покрыть дефицит. Это затормозило рост биржевых цен, но с начала марта они снова поползли вверх: Аи-92 подорожал на 4,6%, Аи-95 - на 2%.

«Оптовые цены достигли розничных и даже в некоторых регионах их превышают, что делает розничный бизнес убыточным, - поясняет Аркуша. - Корректировка демпфера назрела, он не исполняет свою роль, а по суть является очередным налогом на отрасль. Его работа в текущем состоянии приводит к убыткам как оптового, так и розничного сегментов топливного рынка».

https://www.finanz.ru/novosti/lichnyye-finansy/vlasti-rf-gotovyat-reformu-regulirovaniya-cen-na-benzin-1030156685
Tags: новости
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment