По числу камер видеонаблюдения страна вышла на третье место в мире
Россия вошла в тройку стран — лидеров по числу установленных камер видеонаблюдения после Китая и США, обнаружили аналитики TelecomDaily. В стране их почти 100 на каждую тысячу человек, около трети установлено за государственный счет. Дальнейшее распространение камер может стать проблемой из-за нагрузки сетей связи, так что рынок будет расти за счет «умных» решений, способных сразу анализировать картинку, и госпрограмм, считают эксперты.
Россия заняла третье место в мире по количеству камер видеонаблюдения, сказано в исследовании рынка облачного видеонаблюдения и видеоаналитики TelecomDaily (есть у “Ъ”). В стране 13,5 млн камер, или 93,2 штуки на каждую тысячу человек. Лидирует по их числу Китай с около 200 млн камер, затем идут США с 50 млн штук (см. график).
Большая часть российских камер, 58,7%, установлены коммерческими организациями для предотвращения краж, обеспечения безопасности и т. д. Еще 32,8% камер поставлены за государственный счет — на школах, госучреждениях, дорогах, в больницах и др. Наконец, 8,5% всех российских камер установили физлица.
К облачному видеонаблюдению (когда видеопоток записывается в облачное хранилище) подключено не более 5% всех камер, следует из расчетов TelecomDaily. Однако рынок облачного видеонаблюдения растет: по данным исследования, в этом году он увеличится на 28%, до 3,53 млрд руб., а к 2024 году достигнет 6,36 млрд руб.
Корпоративный сегмент очень сегментирован, его делят телеком-операторы и системные интеграторы, указано в исследовании. В потребительском сегменте лидерство с долей 86,1% занимает «Ростелеком»; у компании Ivideon — 5%, у МТС и МГТС совокупно 2%, у «Новотелекома» — 1,5%. Остальные компании контролируют 5,3% рынка.
Рынок облачной видеоаналитики (ОВА) по итогам года достигнет 1,98 млрд руб., 98% его приходится на корпоративный сегмент, подсчитали в TelecomDaily. В отличие от облачного видеонаблюдения решения ОВА способны самостоятельно анализировать происходящее на картинке, а также могут использоваться для распознавания лиц.
Гендиректор TelecomDaily Денис Кусков объясняет столь невысокую долю госсектора в облачном видеонаблюдении тем, что данные с видеокамер пишутся преимущественно в центры обработки данных госзаказчиков, а не в облако оператора услуги: «Но в перспективе доля государства на этом рынке также будет расти».
В марте власти Москвы сообщали о 178 тыс. камер в столице, еще 9 тыс. планировалось установить в этом году. Аналогичную систему планируется распространить еще на десять городов (см. “Ъ” от 25 сентября).
В «Эр-Телекоме» согласны с оценками рынка TelecomDaily. «Наша выручка по сегменту видеонаблюдения в 2020 году выросла на 30%. Технологии становятся доступнее с точки зрения интеграции и цены»,— констатировали в компании. В «Ростелекоме» не комментируют финансовые оценки, но подтверждают, что занимают «лидирующие позиции на рынке облачного домашнего видеонаблюдения».
Дальнейший рост рынка может быть обеспечен за счет развития продаж в корпоративном секторе, так как охват облачными сервисами относительно всего рынка видеонаблюдения еще небольшой, отмечает руководитель направления систем безопасности компании «Крок» Артем Романов. По его словам, в основном облачным видеонаблюдением пользуется малый бизнес, так что средний и крупный бизнес — перспективные ниши, а качество камер будет расти в России и в мире.
Дальнейшее распространение камер может стать проблемой, возражает руководитель группы по работе с технологическими и медийными компаниями Deloitte в СНГ Антон Шульга: сети могут просто не справиться с таким потоком данных, поскольку видео — один из наиболее «тяжелых» видов трафика. «Решением должны стать более умные устройства, которые могут не только снять картинку, но и сделать часть аналитики мгновенно, не отправляя сырые данные в облако»,— полагает эксперт. Клиентам все чаще требуется анализировать результаты маркетинговых акций, контролировать доступ в офис, на парковку и вести учет рабочего времени сотрудников, так что в структуре продаж Ivideon аналитические решения уже показали кратный рост, подтверждает гендиректор компании Андрей Юдников.
Ускорят развитие рынка видеонаблюдения и видеоаналитики разного рода госпрограммы — например, «Безопасный город», что даст толчок развитию всего сегмента видеонаблюдения, считает Артем Романов. Только на этот масштабный проект от МЧС может быть выделено 97 млрд руб.
https://www.kommersant.ru/doc/4628220